Владимир Титоренко — чрезвычайный и полномочный посол, доктор политических наук — в интервью GEOFOR поделился своим видением ситуации в регионе и не только
— На Ближнем Востоке внимание мира приковано к двум основным вопросам — конфликту в секторе Газа и противостоянию Ирана с Израилем. Давайте начнем по порядку. Российская дипломатия многократно подчёркивала, что единственным решением палестино—израильского конфликта является создание палестинского государства и мирное сосуществование Израиля и Палестины. Но возможна ли, на Ваш взгляд, имплементация подобного сценария в обозримом будущем? Или еще только предстоит выработать действенный механизм урегулирования конфликта?
— Конфликт в Газе — это часть палестинской проблемы. Без ее решения вряд ли возможно полностью прекратить конфликт в Газе. И здесь позиция России совершенно ясна: должно быть создано независимое палестинское государство и тем самым реализовано право палестинского народа на самоопределение. Естественно, должны быть согласованы меры по обеспечению мирного сосуществования Израиля и независимого палестинского государства. Но выглядело бы странно, если с Западным берегом были бы одни правила сосуществования с Израилем, а для Газы — другие. Это означало бы разделение единого палестинского народа по политическим критериям. Такое деление носило бы искусственный характер. Да и сейчас трудно сказать, за какую политическую организацию проголосовало бы палестинское население. Сильно сомневаюсь, что за ХАМАС, который инициировал начало нынешнего конфликта. Другое дело — чрезмерно неадекватная силовая реакция на это со стороны Израиля. А точнее, его премьер-министра Биньямина Нетаьяху. Думаю, что за него сейчас бы не проголосовало большинство израильского общества. Так что имплементация упомянутого сценария вполне вероятна, но вряд ли в ближайшем будущем. Война в Газе продолжается. И о выборах единого палестинского руководства еще рано говорить. А с кем еще можно тогда вести переговоры о мире? Как, впрочем, и Израилю предстоит выбрать тех, кто готов к возобновлению переговоров с палестинцами по окончательному решению палестинской проблемы.
— Как на эти процессы влияют США и союзные им страны?
— У США и союзных им стран нет единой позиции. Часть членов ЕС признала палестинское государство, часть пока воздерживается от этого шага. Но практически все европейские страны осудили действия Израиля в Газе и призвали к прекращению кровопролития. Вашингтону тоже явно не нравится то, что учинил Биньямин Нетаньяху в отношении мирного населения Газы. Но США связаны союзническими обязательствами с Израилем, в том числе военными. Поэтому оказывали и будут оказывать ему военную помощь, в том числе поставками оружия. Но хоть как-то повлиять на Нетаньяху американская администрация явно не способна. Тем более, скоро выборы. И от позиции еврейского лобби в США зависит многое в их исходе.
— Какое влияние сегодня на конфликт имеет Россия? В этой связи не могу Вас не спросить про визит Махмуда Аббаса в Москву, в рамках которого планировалось обсудить ситуацию на Ближнем Востоке, включая войну в секторе Газа и перспективы урегулирования палестинской проблемы. Как Москва может влиять на конфликт, поддерживая контакты лишь с одной из сторон противостояния?
Россия сегодня вряд ли имеет рычаги прямого влияния на конфликт, тем более что контакты с израильской стороной на высоком уровне практически отсутствуют. Как, впрочем, и с США. Да и с ЕС и ООН. Гораздо более важная роль сегодня у региональных игроков — Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара. Они и выступают посредниками. Нельзя недооценивать и воздействие на конфликт тех, кто вовлечен в него напрямую через поддержку ХАМАС — Ирана, Хезбаллы и йеменских хуситов. Но Россия может участвовать в обсуждении выходов из нынешней ситуации через свои тесные контакты с ЛАГ, Египтом и другими арабскими странами. И, конечно же, задействуя потенциал исторически тесных связей с палестинским руководством ПНА. Визит Абу Мазена в Москву как раз и был одним из таких шагов по усилиям, направленным на решение палестинской проблемы в целом, а не только прекращению конфликта в Газе.
— Другим важным субъектом остается Иран и его ожидаемый или не очень ответ Израилю на убийство в Тегеране лидера ХАМАСа Исмаила Хании. Увидим ли мы очередной виток эскалации со стороны Тегерана? Тем более, что иракские военизированные группировки, союзные Ирану, отказались от перемирия с Вашингтоном и намерены действовать совместными усилиями против США и Израиля в регионе. Как Вы считаете, стоит ли всерьез воспринимать это заявление?
— Эскалация напряженности между Ираном и Израилем выходит далеко за пределы палестинской проблемы и убийства лидера ХАМАС Исмаила Ханиина на иранской территории. Израиль давно опасается того, что Иран может стать обладателем ядерного оружия, что радикально изменит баланс сил в регионе. И всячески пытается убедить США нанести совместный удар по ядерным объектам ИРИ. Но, судя по всему, это уже не проходит. Слишком рискованно. Ведь полыхнет весь Ближний Восток. Иран уже не тот, каким был 10 лет назад. Он стал гораздо сильнее в военном отношении. И у него много союзников в регионе — в Ираке, Сирии, Ливане и Йемене, да и среди суннитского населения арабских стран. Война на Ближнем Востоке не нужна ни одной из ключевых стран арабского мира, будь то Египет, Саудовская Аравия или Эмираты. Да и большинству израильтян она не нужна. Судя по всему, этого хочет только Биньямин Нетаньяху и окружающие его политики радикального толка. Если бы не конфликт в Газе, нынешний израильский премьер, скорее всего, давно бы потерял свой пост. А война помогает ему удерживать кресло власти.
— Продолжая тему Ирана, не могу не спросить: российский МИД заявил о полной готовности текста договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве с Ираном. Документ планируется подписать на саммите БРИКС в Казани в октябре. Как Вы думаете, каких решений стоит ждать, учитывая, что о содержании и наполнении документа по-прежнему крайне мало что известно?
— Дело давно шло к подобного рода договору. Стратегическое партнерство между Москвой и Тегераном существует уже многие годы не на словах, а на деле. Так что осталось только официально формализовать это на бумаге. Что касается решений, то дело не в деталях. Они станут известны и так. А в главном: что это партнерство охватит все сферы взаимодействия — политическую, военную, экономическую, энергетическую и культурно-гуманитарную. И это естественно. Иран — давний партнер нашей страны еще со времен российской империи. Нас связывает очень многое уже не одно десятилетие.
— Как Вы в целом оцениваете политику России на Ближнем Востоке и ее перспективы?
— Перспективы у России на Ближнем Востоке были, есть и будут всегда. На то это и ближний к нам регион. Испокон веков русские и арабы поддерживали тесные связи, причем не только торговые. Вопрос в том, как эти перспективы реализовать на практике. Пока что наблюдается неплохая позитивная динамика, но хотелось бы видеть развитие наших отношений с этим регионом более ускоренными темпами. Ведь это весьма перспективный район планеты, у которого впереди огромное будущее и быстро растущее влияние на весь мир.
— Несколько слов об Украине — как же в наше время без неё? Украина неоднократно участвовала в поддержании нестабильности в таких регионах как Судан и Сирия, а недавно добралась и до Африки — Мали. Почему Украина поддерживает такие антиправительственные силы? Это инициатива Киева или подготовка Западом «мест работы» для украинских боевиков на будущее?
— Россия никого не вытесняла из указанных стран. Либо бывшие метрополии сами уходили, либо местные власти просили их уйти. Свято место пусто не бывает. Россию туда позвали как страну, которая последовательно боролась с колониализмом и поддерживала борьбу за независимость. Россия сейчас востребована. Но Россия не против участия других стран в развитии арабских и африканских государств. Россия — за то, чтобы помочь им стать экономически прочными и политически стабильными странами, без войн и конфликтов. А для этого нужны огромные финансовые средства. Так что места хватит всем.
Что касается украинских наемников, которые воюют в рядах вооруженной оппозиции, то этим должны заняться компетентные международные структуры на основе соответствующих конвенций о наемничестве и установить, кто их оплачивает и с какой целью. Пока что не видно расследований на сей счет.