Из кабинета Джонсона разбегаются министры

Скандал грянул откуда ждали. Очередной высокопоставленный сотрудник кабинета министров Великобритании вляпался. Крис Пинчер на вечеринке в лондонском частном «Карлтон Клаб» обнимался, скажем так, не по-братски с двумя другими мужчинами, причем один из них – депутат парламента. Да еще и при свидетелях. Пострадавшие написали в партком.

Неофициально должность Пинчера называется «старший заместитель по «плетке», а официально он должен наблюдать за дисциплиной депутатов от консервативной партии, но у самого вот дисциплина захромала. Во время посыпания головы пеплом Пинчер заявил, что «выпил лишнего», но это даже у них не оправдание.

Дальше в отставку подали два ключевых министра – Риши Сунак, министр финансов, и Маджид Джавид, глава минздрава. Интересно, что Сунак, иракский курд, приехал с семьей в Британию, не зная ни слова по-английски. Преуспел для начала в бизнесе, а потом начал карьеру в стане консервативной партии. Стал депутатом парламента в 2010 году и завоевал популярность новых соотечественников во время пандемии, будучи одним из ответственных за вакцинацию.

Дальше началась серия отставок более или менее значимых фигур кабинета. А вице-президент консервативной партии Бим Афолами эффектно заявил о сложении полномочий в прямом телеэфире и призвал Джонсона последовать его примеру, поскольку тот «потерял доверие партии и народа».

Но суть серии отставок не в том, что перебравший функционер распускал руки, мало ли… А в том, что Джонсон, назначая его в свое время на должность, знал о таком его нестандартном поведении. Поначалу на Даунинг-стрит вообще отнекивались, но после того, как бывший высокопоставленный сотрудник МИД напомнил, что за Пинчером такое давно водилось, заявили, что мы, мол, при назначении «забыли» об этой детали. Поэтому во всех прошениях об отставке главный аргумент – утрата доверия к премьеру. «Я сожалею, но мне очевидно, что при вашем управлении ситуация не может измениться», – пишет в своем Твиттере Джавид. При этом о полной поддержке Джонсона заявили министры иностранных дел, обороны и внутренних дел. А ушедшим в отставку уже нашли замену.

Британская пресса спустила на БоуДжоу – прозвище премьера – не просто всех собак. Отобрали самых жутких и злобных. Английскую иронию нелегко передать, но вот, к примеру, газета «Сан»: «Во время Судного дня, который и без того наступил, премьера пырнули ножом». Или «Гардиан»: «Это как раз все понятно. Интересен, собственно, один вопрос – когда и каким образом он подаст в отставку?». «Борис может, конечно, продержаться еще несколько часов, если ему так угодно, – говорит интервью телеканалу Скай Ньюс депутат-консерватор Эндрю Бриджен, – но лучше закончить дело до летних каникул и поехать уже отдыхать». Институт общественного мнения YouGov тут же провел опрос, показавший, что 69 процентов британцев считают: Джонсон должен уйти.

Серия скандалов в партии власти на этой самой почве таким образом пополнилась еще одним эпизодом. Один неназванный парламентарий подозревался в изнасиловании, был арестован, но вышел под залог в середине мая. Другой месяцем раньше смотрел порнуху по телефону прямо в Палате общин, третий, уже бывший, получил полтора года за изнасилование 15-летнего подростка. После двух последних случаев ушел в отставку глава консерваторов Оливер Дауден и были проведены частичные парламентские выборы. Не говоря уже о знаменитой рождественской скандальной вечеринке в резиденции премьер-министра, где во время пандемии премьер отплясывает с некоей партнершей. Причем дэнсинг этот выглядит достаточно комично, но Джонсону далеко в танцах до его предшественницы Терезы Мей. Впрочем, это не их работа.

Риши Сунак, бывший министр финансов, в своем прошении об отставке отметил, кроме прочего, что: «Налицо серьезные фундаментальные расхождения с премьером» по вопросам экономики, в частности, при подготовке речи об экономическом состоянии страны, которая должна по идее прозвучать на следующей неделе.

Только что по Британии ударила серьезная забастовка транспортников, крупнейшая за последние 30 лет. Она затронула 40 тысяч работников – это 80 процентов персонала. До профсоюза дошла информация о том, что тысячи людей скоро окажутся без работы.

За 2021 год цены в Великобритании выросли на 9 процентов – это самый резкий скачок за последние 40 лет. А по прогнозам Банка Англии, к осени они вырастут еще на 11 процентов. Причина кроется, конечно, не в Джонсоне и не в его подчиненных, не способных держать себя в руках, а в росте цен на энергию. В отличие от Франции, где серьезную часть энергетического рынка прикрывает атомная энергетика, Британия серьезно зависит от цен на газ. Но тут ничего объяснять не надо. А вот что касается действий правительства, то к нему есть претензии. Оно несколько недель сопротивлялось введению налога на сверхприбыли нефтегазовых гигантов, которые образовались за счет скачка цен. В середине мая все-таки согласились, но это, как считает британская пресса, для того чтобы отвлечь внимание от обсуждения рождественского веселья премьера во время пандемии.

В ближайшее время забастовочное движение в Британии будет только расширяться. На очереди три сектора: образование, здравоохранение и почта.  За ними пойдут адвокаты. Они не согласны с тем, в каком объеме государство собирается финансировать юридическую помощь малоимущим. То есть с тем, какие гонорары от государства они будут получать за защиту в судах людей, не способных оплатить частного адвоката.

Но самые серьезные испытания придут, как водится, с небес. Сектор авиаперевозок серьезно пострадал во время пандемии. Масса служащих уволена, сотни рейсов аннулированы. Сейчас по всей Европе бастует Ирландский чартерный перевозчик Райанэйр, в июле готовится присоединиться британский ИзиДжет. Их услугами пользуется вся Европа.

Британский сатирический журнал Private eye выдал на обложку карту прогноза погоды: «Ожидаются инфляция и забастовки, циклон из Северной Ирландии принесет высокое давление, связанное с разногласиями по пост-Брекзиту. Очень жарко будет после разборок действий премьер-министра. Так что весьма возможны грозы».