Бывший президент Европейского центрального банка Марио Драги призвал ЕС дополнительно инвестировать до 800 млрд евро в год и взять на себя обязательства по регулярному выпуску общих облигаций, чтобы сделать блок конкурентоспособнее по сравнению с Китаем и США.
Кроме этого, в своем «долгожданном» многостраничном отчете о конкурентоспособности Евросоюза на период 2024–2029 годов Драги призвал блок развивать свои передовые технологии, разработать план для достижения своих климатических целей, а также усилить оборону и безопасность, назвав эту задачу «экзистенциальным вызовом».
«Впервые со времен холодной войны мы должны искренне опасаться за наше самосохранение», – отметил он.
Как отмечают в европейских СМИ, его отчет, открывающий новую вкладку о будущем европейской конкурентоспособности, «вызывает дрожь при чтении». В нем отмечается, что экономика ЕС растет на 30% медленнее, чем в Соединенных Штатах, а Китай «представляет собой растущую угрозу», напрямую конкурируя с компаниями еврозоны почти в 40% секторов, по сравнению с 25% в 2002 году. Кроме этого, растущая геополитическая напряженность замедляет рост торговли, на долю которой приходится почти 45% ВВП Европы.
Документ станет основой для новой повестки Европейской комиссии на следующие пять лет, вероятно, вылившись в политические предложения по созданию более решительной и скоординированной промышленной политики ЕС, радикальных реформ в области регулирования и мер, направленных на стимулирование инвестиций в технологии, энергетическую инфраструктуру и оборону.
Однако среди государств-членов сохраняются значительные разногласия по поводу реформ. Консервативные в финансовом отношении государства-члены, включая Германию, могут сопротивляться любому требованию дополнительного финансирования ЕС или совместного заимствования.
Между тем, разногласия между малыми и крупными государствами-членами по поводу степени надзора Брюсселя за рынками капитала и координации совместных оборонных закупок, а также опасения, что усиление консолидации рынка может нанести ущерб конкуренции в ключевых секторах, вероятно, будут препятствовать значительным усилиям по реформированию в этих областях.