Аты-баты, шли теледебаты. Итог: боевая ничья

Камала Харрис оказалась вполне обучаемый, перестала гоготать и сумела пару раз вывести из себя Трампа

В течение полутора часов в прямом эфире телеканала ABC News 10 сентября два амбициозных претендента на проживание в Белом доме в следующие четыре года непрерывно и с упоением обвиняли друг друга в смертных грехах. Пытались уязвить и уесть соперника. Прибегали к хитроумным полемическим приемам. Но даже когда опускались до неприличных личных оскорблений, старались «в подлости хранить осанку благородства».

Впечатление от словесной пикировки Камалы Харрис и Дональда Трампа у части зрителей, судя по комментариям в соцсетях, осталось двойственное. Разброс приговоров — кто в итоге одержал верх — отражает лояльность одному из двух организованных политических сообществ (ОПС), называющих себя демократами и республиканцами.

Каждый из полемистов мнит себя триумфатором, заслуживающим лаврового венка. На деле счет в вербальной схватке Харрис и Трампа равный. Итог: боевая ничья.

И это несмотря на то, что выдвиженец партии слона, недосидевший второй срок в президентах США, находился в численном меньшинстве. Ставленнице партии осла подыгрывали два модератора, штатные журналисты канала АВС, занимающего откровенно анти-трамповскую позицию и регулярно поливающего его грязью.

В сухом остатке остались озвученные Харрис и Трампом разногласия по ключевым для правящих кругов и широких народных масс темам. Это социально-экономические неурядицы. Удорожание жизни, несмотря на замедление инфляционного фокстрота. Задолженность по ипотечным и образовательным кредитам. Банкротство ряда банковско-финансовых учреждений. Судьба доллара, чья значимость зависит от статуса международной резервной валюты.

Когда Харрис давала клятвенное обещание — "Я намерена создать экономику возможностей, инвестируя в малый бизнес, в новые семьи«,— Трамп парировал вопросом: что мешало сформированному демократами правительству осуществить это за прошедшие три с половиной года?

Харрис по верному наущению своих политтехнологов не педалировала тему нелегальных мигрантов, поскольку была назначена куратором этого направления — и блистательно опростоволосилась. За время правления Байдена и Харрис в США проникли всеми правдами, а чаще неправдами 7 миллионов переселенцев.

Когда Трамп громогласно возгласил, что попустительство нелегалам «разрушило нашу страну», противопоставить этому тезису было нечего. Тем более, что Харрис открестилась от своего прежнего неприятия идеи воздвигнуть стену на южной границе для купирования нашествия незваных гостей, и тем самым украла лозунг республиканцев.

Принципиально важна содержательная часть бранного диалога, касающаяся войны НАТО и коллективного Запада против России на украинском ТВД. Отказавшись отвечать напрямую на вопрос, желает ли он победы киевской хунте (в оригинале — Украине) над Россией, Трамп пообещал завершить конфликт еще до того, как примет присягу в качестве нового президента США. Заявив, что обладает возможностями стать приемлемым посредником в переговорах между Киевом и Москвой, Трамп раскрыл свои мотивы: «Я хочу спасти жизни людей, которых без необходимости убивают миллионами».

Наблюдатели скрупулезно подсчитали, что Трамп восемь раз упомянул Путина, девять раз — Россию и шесть раз — Украину. В свою очередь Харрис назвала имя Путина четыре раза, Россию — два и Украину — пять.

Заметна разница в подходах. Не так давно Трамп обрисовал свои представления о происходящем конфликте:


«Как известно, Россия победила Германию вместе с нами и победила Наполеона... Они представляют собой большую военную силу. Мы с Владимиром Путиным очень хорошо ладили, у нас были хорошие отношения. Я обязательно постараюсь помочь Украине, но Европе также необходимо взять на себя свою часть обязанностей».


Такими широкими мазками нарисована довольно сумбурная картина, и зашифрованные в ней​ Трампом смыслы читаются с трудом. По контрасту — у Харрис все предельно отчетливо: «Я помогла объединить более 50 стран для защиты от агрессии Путина. И, как президент, я буду твердо стоять на стороне Украины и наших союзников по НАТО».

Что касается мастерства оппонентов по части лицедейства, то Харрис сумела пару раз вывести из себя экзальтированного мачо, что вся либеральная пресса подала как феерический успех.

Старейший в стране журнал The Atlantic со знанием дела резюмирует: «Вице-президент Камала Харрис вышла на площадку дебатов ABC News с задачей спровоцировать срыв Трампа. Ей это удалось. Перед экс-президентом Дональдом Трампом тоже стояла задача: контролировать себя. Он потерпел неудачу. Трамп снова и снова терял хладнокровие, вновь и вновь поддавался на предсказуемые провокации».

Оценка успеха сменщицы «деда на батарейках» явно завышена. «Харрис пыталась чаще агрессивно наседать на Трампа, — отмечает политолог Малек Дудаков. — Правда, она явно волновалась, поэтому переигрывала. Странно смотрелись и гримасы на ее лице всякий раз, когда Трамп ей отвечал».

Вместе с тем у Харрис, а ее готовили к телеэфиру профессиональные имиджмейкеры, можно выделить две запомнившиеся находки спичрайтеров. Первая — это фраза «Дональда Трампа уволили 81 миллион человек», что подразумевает, видимо, сторонников партии осла, голосовавших против эксцентричного миллиардера на выборах в 2020 году. Правда, сколько из них мертвых душ, покоящихся на кладбищах, неведомо.

Вот и вторая домашняя заготовка для Харрис: Трамп, мол, «говорит о вымышленных персонажах, таких как Ганнибал Лектер», как если бы они взаправду существовали на белом свете. Ганнибал Лектер, сочный литературно-кинематографический образ, был придуман писателем Томасом Харрисом, который сделал его отпрыском литовского графа и итальянской аристократки, но главное, предписал ему быть зловещим серийным убийцей-каннибалом.

Использование художественных образов с негативным подтекстом — испытанный прием для демонизации оппонента. У аудитории на подсознательном уровне происходит невольная ассоциация с хрестоматийным злодеем, отчего возникает автоматическая сцепка: Трамп он и есть Ганнибал Лектер, вернее... Каннибал.

Склонный к наклеиванию ярлыков на своих противников Трамп в этот раз припечатал Харрис тем, что ее отец, мол, «профессор экономики-марксист» (видимо, серьезное обвинение в сегодняшней Америке), а в случае ее победы США превратятся в «Венесуэлу на стероидах».

...После теледебатов, проходивших в Филадельфии, столице «колеблющегося» штата Пенсильвания, демократы воспряли духом. Коллекция звонких оплеух, отпущенных оппоненту уже не гогочущей, а сдержанно-сосредоточенной Харрис, воспринята как доказательство того, что девушка с характером обучаема и поддается дрессировке.

Поскольку рейтинги популярности Харрис после чикагского съезда пошли вниз и разрыв с Трампом составляет всего один процент не в ее пользу, то теледебаты повторят. Едва ли площадкой станет консервативный по своему культурному коду телеканал Fox News, чья аудитория с трудом переносит неолиберальную публику с ее расово-гендерной повесткой. Две Америки никак не могут найти общий язык.