Сторонники реальной политики в США возвестили начало Холодной войны-2, которая будет идти без правил и с позиций силы.
В последнее время в медийное пространство (во многом благодаря вниманию к такого рода мнениям в России) прорываются голоса американских сторонников так называемой «реальной политики». Это вовсе не означает, что они как-то влияют на реальную политику действующих американских администраций, которые исходят из одного посыла – обеспечение имперских амбиций США любой ценой. Эти люди лишь время от времени указывают на новые обстоятельства в мире, которые официальный Вашингтон старательно игнорирует.
Один из мастодонтов этого направления – бывший Госсекретарь США Генри Киссинджер – в своем интервью журналу Spectator вынужден был оправдываться за то, что в своей речи перед Давосским форумом неосторожно призвал Киев (и весь Запад) считаться с реальностью на Украине и вокруг нее.
Главный посыл Киссинджера состоит в том, что игнорирование очевидных вещей может привести к втягиванию в войну Запада и началу глобального конфликта. «Цель давосского заявления состояла в том, чтобы указать, что вопрос о военных целях должен быть решен до того, как импульс войны сделает его политически неуправляемым», – объясняет старик Генри. Но дальше Киссинджеру изменяет его чувство реальности: «Если союзникам удастся помочь украинцам изгнать русских с территории, которую они завоевали в этой войне, им придется решать, как долго война должна продолжаться». И это говорит о том, что даже такие «реалисты» в США не чувствуют почву под ногами, будучи развращены многолетним доминированием США и коллективного Запада.
«Я инстинктивно сторонник веры в то, что Америка – со всеми ее недостатками – была силой добра в мире и незаменима для стабильности мира», – говорит Киссинджер. Вот и весь реализм этих людей, которые забывают о том, что США десятилетия проводили спецоперации по всему миру, дестабилизировали и ввергали в хаос целые регионы – от Вьетнама до Афганистана и Украины. И все во имя обеспечения интересов США, а отнюдь не для защиты мифических прав человека.
Судя по всему, интерес к «старине Генри» в США объясняется, среди прочего, и тем, что ему вместе с президентом Никсоном удалось вбить клин между СССР и Китаем. Знаменитому «секретному» визиту этой парочки в Пекин и коммюнике 1972 года как раз исполнилось 50 лет. Это привело к тому, что СССР пришлось противостоять одновременно Западу и Китаю и в итоге – к распаду страны. Ныне этот опыт очень бы пригодился Вашингтону, дабы разрушить альянс России и КНР, который все больше пугает США, но мысли о котором они гонят, как страшный сон. Киссинджер по этой части дельных советов не дает.
Вместо него это делает другой сторонник «реальной политики» – старший научный сотрудник Совета по международным отношениям США Чарльз Купчан в статье, вышедшей 3 июля в журнале The National Interest. Его посыл: Соединенные Штаты и их партнеры должны умерить свои идеалистические амбиции и подготовиться к новой и сложной эпохе соперничества великих держав. А их усилия по противодействию «авторитарному блоку» следует дополнить стратегическим прагматизмом, необходимым для того, чтобы ориентироваться в мире, который, пусть и более неуправляемый, также необратимо взаимозависим. «Специальная военная операция России на Украине способствует приходу более опасного многополярного мира, который будет жить по традиционным правилам силовой политики. На протяжении всей эпохи, наступившей после холодной войны, открытого противостояния великих держав не было: из-за непререкаемого первенства США о нем не могло быть и речи. Постепенно однополярная международная система стала трансформироваться в мир с более широким распределением власти, но это изменение происходило постепенно – параллельно с усилением Китая и других стран Востока», – пишет Купчан.
Исходя из постулатов реальной политики, автор National Interest рекомендует отказаться от «глобализации либерализма» по всему миру, от разорительных войн по продвижению демократии и перейти к круговой обороне: «Российская спецоперация вновь разожгла милитаризированную конфронтацию между Россией и Западом. А стратегическое партнерство Москвы с Пекином означает, что в рамках второй холодной войны Западу придется столкнуться с китайско-российским блоком, простирающимся от западной части Азиатско-Тихоокеанского региона до Восточной Европы. Как и во время первой холодной войны, стратегия терпеливого сдерживания должна быть направлена на сохранение геополитической стабильности и защиту либерального международного порядка, а не на его расширение».
«Теперь Западу необходимо умерить свои идеалистические амбиции, осознать, что он живет в мире противостояния всех против всех, и вновь принять стратегию, в основе которой лежала бы реальная политика», - рекомендует Купчан.
Хорошо уже, что автор узрел, что лишь 40 стран мира поддержали санкции против России и выступили против ее действий на Украине: «Многие государства, особенно государства глобального Юга, будут находиться в стороне, а не поддерживать какой-либо из блоков. Поскольку примерно две трети стран мира торгуют больше с Китаем, чем с Соединенными Штатами, большинство стран может посчитать правильным пойти, по сути, путем неприсоединения, в результате чего развивающийся мир станет более многополярным, чем биполярным по своему характеру и практике».
Но дальше этого реализма политолог не идет. Никакого учета новых реалий не просматривается, как и учета интересов безопасности и баланса сил. Средства защиты «стабильности» (читай – американских интересов) все те же: увеличение военного присутствия прежде всего в Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вместе с отказом от продвижения «прав человека» предлагается отойти и от деления мира на демократии и автократии, дружить, невзирая на режимы и идеологию. Лишь бы побольше насолить главному противнику – России и Китаю.
Что касается Китая, то тут действуют шаблоны Киссинджера по вбиванию клина без учета новых реальностей: «Запад должен стремиться ослабить формирующийся китайско-российский блок, ища способы увеличить дистанцию между Москвой и Пекином. Из-за спецоперации на Украине Россия только что стала экономически и стратегически зависимой от Китая; российскому лидеру Владимиру Путину едва ли понравится быть помощником своего китайского коллеги Си Цзиньпина. Атлантическим демократиям следует использовать дискомфорт Кремля в связи с тем, что он становится младшим партнером Китая, сигнализируя о том, что Россия может выбрать Запад. Россия нуждается в Китае больше, чем Китай – в России, поэтому Запад также должен стремиться отдалить Пекин от Москвы».
Иллюзий больше, чем реальности. Как можно предлагать России западный выбор после развязывания против нее гибридной войны, после конфискации активов, массированных поставок оружия на Украину – не понятно.
Итак, из главного: Холодная война – 2 будет гораздо более жесткой, чем первая версия и будет идти в мире, где господствует сила, а не международное право и договоренности. Никаких других вариантов, включая отказ от гегемонизма и возвращение к разрядке, у американских реалистов не просматривается. Не говоря уже о тех, кто правит Белым домом.
В эту дискуссию о реальной политике на днях вступила китайская газета «Хунцю Шибао», входящая в холдинг «Жэньминь Жибао», главного партийного издания КПК: «Запад является лишь частью международного сообщества, а международное сообщество – это не только западные страны. По сути, оно представляет собой совокупность всех государств мира, чей суверенитет признается и которые на равной основе могут участвовать в обсуждении и управлении глобальными делами, поэтому США и страны Запада не имеют права представлять международное сообщество. Нарратив США и Запада не является мировым общественным мнением». И еще: «Позиция США и Запада не совпадает с позицией мира. Вместо того чтобы пересмотреть собственные ошибки и взять ответственность за расширение НАТО на Восток и ухудшение европейской безопасности, Соединенные Штаты втягивают союзников в «групповой бой», наклеивают на все вокруг свои политические ярлыки и смешивают правду и ложь». Главная реальность здесь в том, что Китай не тот, что был 50 лет назад, когда Киссинджер склонил его в сторону «свободы и демократии». Эта реальность в том, что идеологически и геополитически Китай и Россия «стоят спиной к спине» по выражению лидера КНР Си Цзиньпина.
О новой реальности написал не так давно и сербский политолог Иван Пайович: «Понятие коллективного Востока постепенно входит в лексикон геополитики в качестве антипода понятию коллективного Запада, которое употребляется уже давно. Именно сейчас этот коллективный Восток начинает наносить все более ощутимые удары по слабым местам западной экономики. При этом коллективный Запад все глубже утопает во внутренних противоречиях между странами, которые его образуют. США хотят обмануть Европу, продав ей свои энергоносители втридорога.
Турция выступает против вступления Швеции и Финляндии в НАТО. Венгрия сотрудничает с Россией, несмотря на санкции, а Германия всячески пытается не поставлять тяжелое вооружение Украине и платит миллиарды долларов за газ и нефть России. Новые пакеты санкций принимать все труднее, так как их последствия очень быстро возвращаются бумерангом».
Коллективный Восток вступает в борьбу с коллективным Западом?