Янки-оккупанты планируют уйти к концу 2026 года. Впрочем, если англосаксы прощаются, не факт, что они отбудут
После шести месяцев не самых простых переговоров между Багдадом и Вашингтоном, инициированных иракской стороной, администрация США готовится объявить, что американские войска, вторгшиеся в 2003 году в эту ближневосточную страну без санкции ООН и под сфабрикованным предлогом, отправятся обратно через океан.
В ноябре 1950 года, когда уже вовсю полыхала война на Корейском полуострове, генерал Дуглас Макартур, которого историки считают «переоцененным», пообещал блицкриг: «Парни вернутся домой к Рождеству». В этот раз классическая формула не будет соблюдена, впрочем, как и тогда. Последний чужеземный оккупант, по соглашению сторон, погрузится в транспортник в конце 2026 года.
Побудительным мотивом, как сообщает агентство Reuters, стали жертвы среди американских военнослужащих, когда их базы подверглись ударам ракетами и беспилотниками. Трое убитых и несколько десятков раненых, а главное — неспособность военно-техническими средствами купировать угрозу подстегнули Вашингтон к завершению переговоров.
«События в секторе Газа показали,— отмечает директор Института РУССТРАТ Елена Панина, — что США не справляются с ролью модератора на Ближнем Востоке и в текущей конфигурации не могут даже гарантировать защиту собственных баз».
Обсуждение ретирады шло с января, а в апреле Джо Байден и премьер-министр Ирака Мохаммед Шиа ас-Судани в совместном заявлении подтвердили, что занимаются согласованием деталей того, когда и в каком виде завершится «миссия Глобальной коалиции в Ираке».
Несколько сотен солдат, присланных Германией, Францией, Испанией и Италией на земли древнего Вавилона (без разрешения верховного бога Мардука), покинут авиабазу Айн-эль-Асад в западной провинции Анбар и значительно сократят присутствие в Багдаде к сентябрю 2025 года.
Американцы останутся в Эрбиле, в полуавтономном регионе Северного Курдистана, еще примерно на год. Оправдание этой задержке само по себе показательно: необходимо-де продолжать борьбу с боевиками из террористического интернационала «Исламское государство» (организация запрещена в России). Плохо вяжется с утверждением, правда, не подтвержденным, что американцы на финальной стадии разгрома исламистов ИГ вывезли в неизвестном направлении их главарей.
Нет полной ясности и с тем, будут ли эвакуированы подразделения американских военнослужащих, которые «пасут» нефтяные вышки в северных районах Сирии. Не случайно еще до начала агрессии против Ирака лоббисты партии войны в Вашингтоне без всякого стеснения говорили о том, что присосавшись к арабской нефти, можно окупить все затраты и даже получить немалую прибыль.
Что дальше? Заслуживает внимания комментарий политолога Малека Дудакова: «Главные проигравшие в этой истории будут курды, которые доверились США в обещаниях собственной государственности, а теперь они вновь останутся один на один с правительствами трех государств, против которых открыто воевали более 10 лет. Это хороший урок для всех, кто работает с американцами: не надо работать, кинут».
Итак, американцев вежливо выпроваживают как незваных гостей из Ирака. Их 21 год тому назад никто не приглашал решать внутренние проблемы суверенной страны, в том числе и проблему легитимности и демократичности власти «багдадского быка».
Не будем забывать, что Саддам Хуссейн большую часть своего правления был услужливым проамериканским «сукиным сыном», который по наущению Вашингтона вел долгую и кровопролитную прокси-войну США против антиамериканского режима аятолл в Иране.
Не будем также забывать, что в ходе вторжения под надуманным предлогом (вспомним, как Колин Пауэлл размахивал пробиркой с непонятным белым порошком — якобы доказательством обладания Ираком оружия массового поражения) «тихие американцы» (по Грэму Грину) уничтожили, по оценкам Багдада, от 700 тысяч до 1 млн 400 тысяч мирных граждан.
Это можно и нужно квалифицировать как геноцид. На Востоке — на Ближнем, а не на Дальнем (японцы вот уже не помнят, кто сжег огнем «в тысячу солнц» Хиросиму и Нагасаки), — такое не забывается.
Вместе с тем нельзя сказать, что янки возвращаются домой совсем уж не по своей воле. Бесславное покидание колыбели древнейшей цивилизации органично вписывается в смену внешнеполитических приоритетов Соединенных Штатов. Идет консолидация военно-стратегических активов перед тем как дать бой накачавшему мускулы Китаю, наследнику Срединной империи («Чжун-Го») и других могущественных государств, регулярно возникавших в этой части мира.
На наших глазах происходит смещение фокуса правящих кругов США на противодействие, в том числе и силовыми методами, возникновению нового потенциально гегемонистского (в Пекине всегда открещивались от стремления к «гегемонии») центра финансово-экономической силы.
Эта сверхзадача диктует необходимость избавиться от «непрофильных активов». Не нужно принимать в расчет численность американских «джи-ай» (в Ираке их насчитывалось максимально 4500). Речь идет о сворачивании второстепенных и обременительных обязательств.
Не менее весомым фактором отползания и сворачивания проекта создания проамериканского «Большого Ближнего Востока» стало горькое осознание того, что для сохранения статуса гегемона для туземцев США потребуются инвестиции, несоразмерные с текущим госдолгом и бюджетным дефицитом, а также подкрепление дипломатии военной силой. Даже при умелом сочетании кнута и пряника нет гарантий, что эта часть Глобального Юга согласится признать и принять США в роли прокуратора проблемного региона.
Отрезвляющими событиями для вашингтонских стратегов стала длящаяся уже почти год полноформатная война между террористами палестинской организации ХАМАС и Израилем. А еще неспособность укротить йеменских хуситов, которые стали самостийными привратниками Ормузского пролива и Красного моря.
Добавим в этот перечень демонстрирующий непослушание королевский дом Сауда, где всем заправляет принц с хитрым прищуром — Мухаммед бен Салман, непокорных иранских аятолл, которые вполне могут вскорости обзавестись ядерным оружием, а также «заливников» — богатые нефтью и газом Объединенные Арабские Эмираты, которые с 1 января этого года официально присоединились к БРИКС.
Столь радикальные перемены в странах региона, которые десятилетиями воспринимались в Вашингтоне как сборище безголосых евнухов, заставили пересмотреть геополитические приоритеты.
Спрогнозируем: в этой ситуации Соединенные Штаты, во-первых, на время покинут негостеприимную территорию в полном соответствии с разработанным сценарием: сначала, мол, нанесем «стратегическое поражение» России, выведем ее из игры, воспользуемся ее ресурсной базой, а потом будем... унасекомивать Китай.
Во-вторых, чтобы окончательно погрузить Ближний Восток в безбрежный хаос, США могут реактивировать проект «Исламское государство» ( организация запрещена в России) по той же схеме, как они в свое время взрастили «студентов медресе», ставших Талибаном.
А потому не стоит обольщаться объявленным уходом американцев из Ирака, как ранее из Афганистана. Эти англосаксы, они на словах прощаются, но никуда не уходят.