Почему президент Ксиомара Кастро приказала расторгнуть Договор об экстрадиции с Соединенными Штатами
Поводом послужило заявление посла США в Гондурасе Лауры Догу в связи с прошедшей встречей министров обороны Хосе Мануэля Селайи Росалеса (Гондурас) и Владимира Падрино Лопеса (Венесуэла).
«Мы очень обеспокоены тем, что произошло в Венесуэле. Для меня было удивительно видеть министра обороны и председателя объединенного комитета начальников штабов, сидящих рядом с наркоторговцем», — сообщила Догу по поводу этой встречи журналистам.
В Вашингтоне сенаторы — республиканец Марко Рубио и демократ Джим Риш — обвинили правительство и Национальный конгресс Гондураса в «посягательстве на институциональность и разделение властей».
В ответ президент Гондураса Кастро объявила, что она будет добиваться расторжения соглашения об экстрадиции, которое позволяло привлекать граждан Гондураса к ответственности в Соединенных Штатах за преступления, связанные в основном с незаконным оборотом наркотиков.
«Разрабатывается [в США] план против моего правительства, и важно, чтобы люди знали об этом. Я не позволю использовать инструмент экстрадиции для запугивания или шантажа вооруженных сил Гондураса. Мы защищаем наши вооруженные силы, а не перевороты», — резко ответила американскому послу президент Гондураса.
Совет обороны и безопасности Гондураса (CNDS) выразил поддержку конституционным полномочиям президента Кастро в денонсации Договора об экстрадиции с правительством США, который «может быть использован для дестабилизации страны».
Свободная палата Национального конгресса также выразила решительную поддержку президенту Кастро в защите национального суверенитета.
28 августа правительство Гондураса официально уведомило Соединенные Штаты о расторжении Договора: «Министр иностранных дел и международного сотрудничества (...) сообщает этому достопочтенному посольству [США] о решении правительства Республики Гондурас расторгнуть Договор об экстрадиции», — говорится в дипломатической ноте МИД Гондураса.
«Намеки, что мы наркоторговцы, дискредитация наших властей на самом деле являются прямой угрозой нашей независимости и суверенитету», — говорится в заявлении министра иностранных дел Энрике Рейны.
Договор об экстрадиции от 1912 года, принятый по требованию США вопреки Конституции Гондураса, изначально запрещавшей выдавать своих граждан другим странам, 100 лет «пылился» на полке парламента. В 2013 году Хуан Орландо Эрнандес, тогдашний президент Национального конгресса Гондураса, опять же по настоянию Вашингтона провел конституционную реформу, которая расширила полномочия правительства по выдаче преступников.
Позже, став президентом (2014–2022 гг.), Эрнандес воспользовался экстрадицией, чтобы отправить в Штаты за решетку своих конкурентов — влиятельных наркоторговцев Гондураса, включая главарей банд Los Cachiros и Digna Valle Valle. За последнее десятилетие по меньшей мере 64 человека были экстрадированы в Америку за участие в незаконном обороте наркотиков, включая официальных лиц, полицейских и мэров.
По иронии судьбы после завершения своего президентства сам Эрнандес в 2022 году тоже был препровожден в Штаты: там федеральный суд Манхэттена признал его виновным в сговоре с целью импорта кокаина и торговле людьми в Соединенные Штаты, и приговорил к 45 годам тюремного заключения.
Ксиомара Кастро, жена президента Мануэля Селайи Росалеса, свергнутого в 2009 г. в результате военного переворота, поддержанного США, вселила надежду, когда была избрана первой женщиной-президентом центральноамериканской страны в 2021 году. Она пообещала «вытащить Гондурас из пропасти, в которую нас погрузили неолиберализм, наркодиктатор и коррупция».
Одним из ее предвыборных обещаний было создание международной комиссии ООН по борьбе с безнаказанностью в Гондурасе (CICIH), что стало бы первым важным шагом к распутыванию десятилетий наркокоррупции. Благодаря усилиям, предпринятым сенатором-республиканцем Марко Рубио, США фактически заблокировали создание этой комиссии.
Вашингтон разозлился, но стерпел, когда Гондурас в марте 2023 года разорвал дипотношения с Тайванем и обменялся посольствами с Китаем. Соединенные Штаты только обрушились с критикой экономической политики Кастро, которая, по мнению Вашингтона, напрямую негативно влияет на экономические интересы США.
Терпение лопнуло, когда в июле этого года после президентских выборов в Венесуэле президент Кастро и министр иностранных дел Рейна публично поздравили Николаса Мадуро с победой. Причем этим шагом гондурасские власти фактически явили себя союзниками и другого врага Америки — Никарагуа.
Кстати, муж Ксиомары Кастро, бывший президент Мануэль Селайя, был свергнут и под дулом пистолета выдворен из страны после того, как «подружился» с тогдашним президентом Венесуэлы Уго Чавесом.
Соединенные Штаты всерьез опасаются, что такой важный союзник как Гондурас, в котором расположена стратегическая военная база Пентагона, перейдет на сторону Глобального Юга.
С 1900-х годов Гондурас был превращен в полигон американского империализма и архетипическую «банановую республику». Ранние интервенции США в Гондурас для защиты интересов янки укрепили влияние Вашингтона в этой стране. Ко времени прихода Рейгана к власти Гондурас заслужил прозвище «Республика Пентагон».
Именно во времена администрации Рейгана военные США укрепили коррумпированные союзы правительства и бандформирований в Гондурасе.
В статье, опубликованной онлайн издательством CambridgeUniversity Press о торговле оружием в Центральной Америке, аналитик Марк Унгар, утверждает, что в Гондурасе «специальное элитное военное подразделение продавало оружие сетям организованной преступности, в то время как полиция сообщает, что оружие, которое они продают, „утеряно“».
Незаконный оборот огнестрельного оружия является серьезной проблемой, но такой же проблемой, считает Марк Унгар, являются и «наши легальные коммерческие продажи оружия в регион». По его данным, 50 процентов оружия, обнаруженного на местах преступлений в регионе, поступило в страну в рамках легального экспорта из США. «После военного переворота 2009 года в Гондурасе Соединенные Штаты санкционировали поразительную, более чем на 1,5 миллиарда долларов, продажу оружия этой стране», свидетельствует Унгар.
И это далеко не единственный способ, которым Соединенные Штаты поддерживают конфликтную ситуацию в Гондурасе.
Армия США впервые официально появилась на территории Гондураса в 1980-х годах, практически сразу после победы Сандинистской революции в Никарагуа. По всей линии гондурасско-никарагуанской границы были созданы опорные пункты контрас, которых обучали американские военспецы и которые осуществляли вооруженные вылазки и убийства гражданского населения Никарагуа.
Основной объект армии США — авиабаза Сото Кано (она же «Авиабаза Пальмерола»), расположенная примерно в 90 км к северо-западу от Тегусигальпы, столицы страны. На базе дислоцированы около 600 американских военнослужащих.
Пальмерола использовалась военными США для операций по борьбе с сандинистами Никарагуа, партизанами в Сальвадоре и Гватемале. А также служила центром «борьбы» с незаконным оборотом наркотиков и выполнения гуманитарных миссий, таких как ликвидация последствий стихийных бедствий и медицинская помощь. Это официально. Неофициально, по данным американских СМИ, с неё осуществляется руководство гондурасским наркотрафиком, а вышестоящая инстанция по этой части — военно-морская база Ки-Уэст, Флорида, США.
Сегодня на территории страны находится несколько баз, на которых расквартировано около 1500 военнослужащих США. Причем, оказывая «помощь» в области безопасности, Пентагон напрямую вооружает и наркоторговцев, и продажных государственных деятелей.
С окончанием холодной войны и гражданских войн в Центральной Америке роль региона как центра контрабанды и перевалки кокаина расширилась. В Гондурасе резко возросло насилие, что сделало его одним из лидеров в топе стран мира по количеству убийств.
Не секрет, что Соединенные Штаты являются ведущим потребителем кокаина в мире, и поток наркотиков обусловлен именно этим спросом, а не предложением. Гринго могут арестовывать в Гондурасе сколько угодно наркоторговцев, но постоянные поставки кокаина оттуда никогда не исссякнут.
Прибыль от потребления кокаина американцами в свою очередь питает масштабную коррупцию в Гондурасе, в то время как политика США в области экстрадиции еще больше мотивировала американских инвесторов финансировать наркотрафик через эту страну.
Напряженность в американо-гондурасских отношениях и привела правительство Гондураса к решению отказаться от Договора об экстрадиции из соображений самосохранения. Шестимесячный срок уведомления означает, что если президент Кастро не изменит курс, действие соглашения истечет 28 февраля 2025 года.
А у Соединенных Штатов есть геостратегические интересы в Гондурасе, и они прибегнут к особенностям своих национальных отношений с «задворками» — сделают все, чтобы помешать правящей партии «Свобода и возрождение» Кастро победить на выборах в ноябре будущего года.