Капитальная реставрация мексиканской Фемиды

Мексика стала единственной страной в мире, где все судьи будут не назначаться, а всенародно избираться

foto

Андрес Мануэль Лопес Обрадор/AP

Десятки тысяч людей собрались на самой большой (более 46 тыс. м²) площади Латинской Америки и, возможно, мира — на Площади Конституции («Сокало») в Мехико. И не только по случаю Дня независимости.


«Этот день особенный, потому что уходит в отставку наш президент, который пришел, чтобы открыть глаза и умы людям, с которыми мы не могли разговаривать, потому что нас некому было поддержать», — цитируют мексиканские СМИ слова одного из участников праздника.


Этой ночью на «Сокало» Андрес Мануэль Лопес Обрадор (АМЛО) в последний раз выступил в качестве президента Мексики. 1 октября первая в истории страны женщина-президент, а это тоже проект АМЛО, Клаудиа Шейнбаум займет кабинет главы государства в Национальном дворце.

На «Сокало» президент объявил, что он подписал закон о масштабной судебной реформе и теперь всех судей будут избирать всенародным голосованием. Лопес Обрадор попросил поднять руки тех, кто согласен с одной из его наиболее критикуемых инициатив — масштабной судебной реформы.

Крики одобрения и множество поднятых рук стали свидетельством его всенародной поддержки.

За шесть лет правления Лопесу Обрадору так и не удалось внести изменение в конституцию страны и продлить свое правление на второй срок. Но добиться радикальной судебной реформы, которая официально затеяна ради «борьбы с коррупцией», а неофициально продлит его партии пребывание у власти, удалось.

После нескольких месяцев бурных дебатов о необходимости этой реформы правящая партия «Морена» (Движение национального возрождения — исп. Movimiento Regeneración Nacional, сокращенно MoReNa, — правящая лево-центристская партия в Мексике, созвучна с католической покровительницей Мексики: Девой Гваделупской, известной как La Morena — авт.) и ее союзники добились за две недели — рекордный срок для принятия законодателями решения — одобрения детища уходящего президента и в Палате депутатов, и в Сенате, и в большинстве местных парламентов.

В знак протеста 55 тысяч работников судебной системы объявили общенациональную забастовку, курс песо, благодаря американской «помощи», упал, а международные банки выпустили страшные предупреждения о влиянии на экономику этого невыгодного для Севера и Запада решения.

Суть реформы подразумевает всенародные выборы почти 7000 судей, магистратов и министров. Реформа коснется 11 судей Верховного суда, 1635 федеральных судей и магистратов, и более 5700 судей в штатах и на местном уровне.

Реформа сокращает срок их полномочий до 12 лет, отменяет минимальный возрастной ценз в 35 лет и вдвое сокращает необходимый опыт работы — до пяти лет. Судьи смогут анонимно работать над делами, связанными с организованной преступностью. При этом выборы судей не гарантируют выбора коррумпированных и непрофессиональных юристов.

Реформа также предусматривает создание судебного дисциплинарного трибунала из пяти человек (на 50 с лишним тыс. судей в стране?), которые будут избираны всенародным голосованием, которым поручено применять санкции к судьям и решение которых не подлежит обжалованию.

Однако эта реформа не коснется военных судей и судей, участвующих в земельных конфликтах или конкретных спорах между административными органами и гражданами.

Предлагая свой план реформирования судебной системы, президент Лопес Обрадор в одном безусловно прав: для большинства людей система правосудия страны не работает.

Согласно проводимым опросам, почти половина мексиканцев мало или очень мало доверяет органам правосудия. Примерно в 90 процентах случаев люди говорят, что прокуроры даже не утруждают себя расследованием преступлений (что входит в Мексике в их обязанности). В 2022 году прокуроры возбудили 2,2 миллиона дел, но лишь немногим более 238 000 из них дошли до суда.

По данным организации Impunidad Cero, в Мексике уровень безнаказанности и возможности избежать ответственности за преступления составляет 99 процентов (!). Большинство дел, даже об убийствах и серьезных нарушениях прав человека, разваливаются или отправляются в архив без расследования как «висяки».

В Мексике главная проблема в том, что полиция и прокуроры плохо обучены и перегружены работой. Плюс традиционная коррупция и кумовство — недавнее исследование показало, что примерно у 37 процентов судебных чиновников по крайней мере один член семьи работает в суде.

Решение о выборах судей прямым голосованием воздвигли новую стену между Соединенными Штатами и Мексикой. Почему Америке так мешают прозрачные институты власти в Мексике?

Посол США в Мексике Кен Салазар выступил с резким осуждением предстоящей реформы.


«Прямые выборы судей представляют собой риск для функционирования мексиканской демократии и интеграции американской, мексиканской и канадской экономик», — сказал Салазар. «Реформа политизирует судебную систему и сделает ее более уязвимой для влияния организованной преступности», отметил он.


Президент Обрадор назвал его заявление «неуважительным к нашему национальному суверенитету» и объявил «паузу» в дипотношениях с США. Аналогичная размолвка случилась и с Канадой.

На США и Канаду приходится около 86% мексиканского экспорта, и вся «троица» является частью североамериканского Договора о свободной торговле (USMCA) — он заменил Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), которое пропустило через свои «сети» Китай и тем самым обрекло себя на небытие.

В результате Белый дом добился того, что Мексика заменила Китай на американском и канадском рынках. Штатовские бизнесмены кинулись осваивать мексиканский рынок. И теперь что — облом?

США привыкли навязывать свою волю южным «задворкам». Для них коммерческо-экономическая альтернатива для независимых соседей — менее «демократических» и более «всеядных», особенно в отношениях с Китаем и Россией (в данном случае речь о Мексике), открытых для укрепления связей с Китаем в стратегически важных секторах — это страшный сон.

Столкнувшись с решением о реформе судебной системы, конгрессмены США нервничают и призывают позаботиться о Договоре USMCA. Причем только потому, что опасаются за свою свободу коррумпировать и без того коррумпированную Мексику.

Комментаторы в соцсети Х (ранее Twitter, заблокирована в РФ) придерживаются мнения, что в интересах США продолжать подкармливать коррупцию, ведь именно американцам нужны коррумпированные политики и судьи, которые распродают свою страну. Вполне в штатовском стиле мгновенное последовавшее обвинение Мексики в том, что в ней «крепчает авторитаризм», сама страна превращается в «Венесуэлу 2.0», а избираемые судьи — «прямая дорога к диктатуре».

Впрочем, зная мексиканцев, берусь утверждать: судебная реформа не воспрепятствует ни американским, ни собственным «политическим и бизнес-дельцам» добиваться с помощью подкупа своих целей.

Лопес Обрадор отметил, что на протяжении многих лет США вмешивались в дела стран Америки, диктовали политику на континенте, смещали и назначали президентов, вторгались в другие страны. Он также напомнил, что Мексика дважды подверглась вторжению, после чего лишилась половины своей территории. «Теперь все по-другому», — пообещал на прощание Лопес Обрадор. Свежо предание. Посмотрим, что будет через шесть лет.

А первой в истории Мексики женщине-президенту американские «провидцы» уже предрекают, что она станет и первой в мире «женщиной-диктатором». Да неужели?