«Народный автомобиль» забуксовал

Проблемы концерна Volkswagen — это свидетельство глубокого системного кризиса в Германии

foto

В Ганновере на прошлой неделе прошел первый раунд тарифных переговоров между руководством автомобильного концерна Volkswagen (VW) и профсоюзом работников металлургической промышленности IG Metall. Он не принес ожидаемых результатов. Возглавлявший группу переговорщиков от VW Арне Майсвинкель заявил, что компании «требуется вклад сотрудников в то, чтобы уменьшить бремя расходов, а не увеличить его».


«Мы должны вместе реструктурировать нашу компанию. Ситуация серьезная», — призвал он, отметив, что не ожидает скорого достижения согласия сторон.


Руководитель команды IG Metall Торстен Грёгер по-своему понял фразу о «вкладе сотрудников». Ее, как он считает, можно расценивать как предупреждение работодателя о возможном снижении зарплат труженикам автогиганта. Профсоюзный босс отметил, что на фоне сообщений об экономических трудностях концерн недавно отчитался о «совсем не плохих показателях прибыли» и выплатил акционерам достойные дивиденды.

На переговорах затрагивались также запланированные масштабные увольнения (до нескольких тысяч рабочих) в концерне. По словам Грёгера, сближения позиций в этом вопросе тоже не произошло. Итоги первого раунда переговорщики от IG Metall расценили как негативные. Не была согласована даже дата следующей встречи — есть лишь надежда, что она состоится до конца ноября.

Их представитель предупредил: если VW продолжит линию на массовые увольнения и снижение зарплат, то «столкнется с ожесточенным сопротивлением сотрудников». В частности, речь идет о забастовках на предприятиях концерна, которые могут начаться с 1 декабря.

В Ганновере у здания, где проходили переговоры, собрались, по оценке профсоюза, более 3000 работяг VW, которые съехались со всей Германии. Примечательно, что среди них было много учеников профтехучилищ Volkswagen. Они еще толком не получили специальность, а уже столкнулись с угрозой неустройства на работу.

Напомню, что в начале сентября концерн, который выпускает «народные автомобили», из-за экономических трудностей объявил о планах закрыть один или два завода в ФРГ. Кроме того, ему грозят крупные финансовые потери из-за начавшегося в сентябре судебного процесса из-за «дизельгейта». Инвесторы судятся с VW, занижавшим показатели вредных выбросов у автомобилей с дизельными двигателями. О скандале стало известно еще в 2015 году.

Примечательно, что канцлер Олаф Шольц и члены его «светофорного» правительства пришли в ужас от грозовых туч, надвигающихся на немецкий автопром — одну из ключевых отраслей экономики. Еще совсем недавно такое казалось просто немыслимым. Как, впрочем, и то, что ФРГ, больше года балансировавшая на грани рецессии, все-таки в конце лета скатилась в кризис.


«Это правительство действует под лозунгом „Зеленую трансформацию не остановит ни бык, ни осел“. Такое впечатление, что серьезные экономические проблемы в Германии даже не дошли до „светофорной“ коалиции. Но мы видим повсеместно, что ничего не работает. Предприятия и специалисты сбегают из страны. Работать и инвестировать в этой стране уже почти не выгодно. Экономика в стагнации, прогнозы роста продолжают снижаться», — возмутился депутат бундестага от «Альтернативы для Германии» Ляйф-Эрик Хольм.


Проблемами VW озаботился лично вице-канцлер, министр экономики Роберт Хабек, представляющий в правительстве «зеленых». Он сначала посетил предприятие концерна в Эмдене (земля Нижняя Саксония), а через пару дней провел видеоконференцию с представителями автопрома и профсоюзов.

На ней была обозначена главная проблема: падение спроса на немецкие электромобили, которые дороже, чем у Tesla и у китайцев. Были, например, предложения возобновить субсидирование покупки или лизинга электромобилей, прекращенное правительством в декабре 2023 из-за серьезных проблем с госбюджетом. Ратовали также за возврат к опыту кризисного 2009 года, когда государство выплачивало утилизационную премию автовладельцам, отправлявшим на свалку свои старые машины и взамен приобретавшим новые. Назывались даже конкретные размеры возможной премии: 6000 евро при покупке нового электромобиля и 3000 евро — подержанного. Представители автопрома делали упор на смягчение уже в следующем году климатических требований ЕС по выбросам углекислого газа, что заставляет ежегодно значительно увеличивать долю электромобилей в общем объеме выпускаемых машин.

Хабек в итоге пакета конкретных мер не представил, но пообещал, что правительство обсудит возможные решения, которые будут оформлены задним числом. Этот сигнал он подал потенциальным покупателям, чтобы они не медлили с приобретением электромобилей. На них, дескать, будут распространяться льготы, в том числе и задним числом, о которых в обозримом будущем будет объявлено,

Что касается ситуации с VW, то Хабек призвал руководство концерна сохранить рабочие места, но намекнул, что финансовой поддержки от правительства ждать не стоит. Он попросил владельцев VW «самостоятельно решить свои проблемы».

Спрашивается, зачем на видеоконференцию позвали представителей профсоюзов? Как говорят по-русски: «Денег нет, но вы держитесь»...