Даже беглый взгляд на ситуацию, складывающуюся в вооруженных силах некогда братской Польши и в курирующих Войско Польское националистических политических структурах современной Речи Посполитой, однозначно показывает, что в стране с почти 38 миллионным населением происходит беспрецедентное раздувание военного бюджета, не соответствующее ни финансовым возможностям польского государства, ни реальной потребности Польши в собственной обороне.
Обещание «серого кардинала» польской политики пана Ярослава Качиньского уже в 2023 году увеличить военные расходы страны до 3 процентов ВВП, планы довести численность армии с нынешних 113,5 тысяч солдат и офицеров до 300 тысяч, контракты на закупку американских истребителей F-35, систем ПРО «Пэтриот» и РСЗО «Хаймарс», создание в 2019 году войск территориальной обороны численностью в 50 тысяч добровольцев, ставших официально пятым видом вооруженных сил Войска Польского, – все это свидетельствует не просто о происходящей на наших глазах милитаризации этого европейского государства, но и ставит закономерный вопрос «Зачем это нужно?»
Чтобы понять это, необходимо, во-первых, сразу же отправить в мусорную корзину многочисленные заявления главных польских «миротворцев» – польского президента Анджея Дуды, премьер-министра Матеуша Моравецкого, министра обороны Мариуша Блащака и того же Ярослава Качиньского о миролюбивом характере польской внешней политики. И, во-вторых, взглянуть на быстрое наращивание Польшей своих наступательных вооружений, прежде всего бронетанковых. Ведь если тот же «Пэтриот» с большой натяжкой еще можно причислить к оборонительным видам оружия, то с танками такое уж никак не пройдет...
А танков в польской армии прямо на глазах становится все больше и больше.
До Второй мировой войны власти этой страны попробовали сделать ставку на производство собственной бронетехники. Вышло так себе. Сложнее легких танков 7TP и 9TP польская оборонка произвести ничего не сумела (да и этих легкобронированных машин было крайне недостаточно), зато в армию сотнями стали поступать «бронированные тараканы», как называли тогда крошечные двухместные танкетки TKS, большинство которых к тому же были вооружены только пулеметами. Результат ставки на собственные силы не заставил себя ждать – польская армия была наголову разбита фашистами всего за пять недель.
После роспуска организации стран Варшавского договора в 1991 г. и начала многострадального марша новой польской элиты в сторону НАТО в республике попробовали повторить опыт своих предшественников времен диктатора Юзефа Пилсудского и сконструировать нечто «собственное» из области бронетехники. Желание военных и политиков, однако, опять натолкнулось на несоответствие реальной промышленной базы Речи Посполитой грандиозным планам ее прозападных лидеров – единственное, чем за десятилетия «свободы» могла похвастаться польская оборонка, стал средний танк Р-91 Twardy, являющийся на самом деле всего лишь модернизацией советского Т-72. Менять эту ситуацию властям было ни к чему – ведь реальной возможности использовать свои танки «в деле» у поляков не было, если не считать необходимости отражения мифической «российской угрозы», которой все громче и страшнее пугала сограждан официальная польская пропаганда.
Застывшую на месте ситуацию сдвинуло с места только развитие событий на Украине, точнее, ее усиленный дрейф в сторону НАТО. И чем ближе к различным натовским структурам придвигались лидеры «самостыйной» Украины, тем активнее начинала трепыхаться бронетанковая составляющая Войска Польского.
Главную ставку на этот раз поляки сделали на закупку проверенных западных образцов. В 2003-2004 в Польшу прибыла первая партия почти 70-тонных немецких танков «Леопард 2А4» – всего 128 машин. Этого, разумеется, польским генералам показалось мало и в 2013 г. из Германии прибыли еще 119 «Леопардов», 105 из которых были более современной модели – «Леопард 2А5». А вскоре наступило время американских «Абрамсов». В нынешнем апреле Польша получила от «вашингтонского обкома» разрешение на покупку 250 новых бронированных монстров весом в 62 тонны каждый, для чего из кармана польского налогоплательщика, кстати, придется вытащить 4,47 млрд долларов.
Аппетит, как известно, приходит во время еды. И вот уже в июле польские власти договорились с кураторами о покупке еще 116 «Абрамсов», правда, не новых, а бывших к эксплуатации. То ли новых машин у США в арсеналах не нашлось, то ли у панов не хватило денег на новые танки.
Подводя итог, самое время вспомнить предупреждение секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева об «особых планах» Польши на ряд украинских территорий на западе страны. Подобное мнение высказал и директор российской Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. «То, что делает Польша, является отражением политики Польши, их амбиций по отношению к той части территории, которую сейчас занимает Украина, – сказал он. – Эти амбиции относятся к прежним годам Речи Посполитой. У нынешних польских властей есть стремление вернуться в то состояние».
Ценители бессмертной книги Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» наверняка помнят сцену, с которой она начинается: в самом начале Первой мировой войны сидящий в инвалидном кресле Швейк едет по пражским улицам с криками «На Белград! На Белград!»
Вполне вероятно, что современные лидеры националистической Польши (а другой уже, увы, практически не осталось) хотели бы так же проехаться по Варшаве, только в отличие от Швейка обозначая своей главной целью Львов или даже западные земли современной Белоруссии. Но, конечно же, не в инвалидной коляске. И немецкие «Леопарды», и американские «Абрамсы», составляющие бронетанковый кулак современной Речи Посполитой, для демонстрации великодержавных польских амбиций подошли бы им гораздо лучше. Тем более, что этих танков у Польши сейчас более чем достаточно.
Только не вышло бы у панов так же, как в сентябре 1939 года…