К 75-летию КНР и установлению дипотношений главы МИД России и Китая опубликовали статьи, в которых отражена суть российско-китайских отношений: это больше, чем союз
Если оглянуться назад и реально оценить нынешнюю ситуацию, станет понятно, что речь идет о действительно беспрецедентном феномене, которому вряд ли можно найти аналогии в истории. Ведь наши отношения никогда не были отношениями колонии и метрополии, но прошли немало испытаний и достигли уровня стратегических партнеров. Как пишет российский министр Сергей Лавров, «наши дружественные и добрососедские отношения не являются союзом, но по своей эффективности превосходят военно-политические альянсы, исповедующие логику конфронтации». «Сегодня российско-китайское сотрудничество приобрело характер всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. Согласно оценке наших лидеров, двусторонние отношения находятся на беспрецедентно высоком уровне. При этом они постоянно обогащаются новым содержанием. Мы убеждены: России нужен процветающий и стабильный Китай, а Китаю нужна сильная и успешная Россия».
«Обе стороны исходят из коренных интересов двух стран и двух народов и на основе глубокого обобщения исторического опыта содействуют постоянному совершенствованию китайско-российских отношений, а их важнейшими чертами стали постоянное добрососедство и дружба, всесторонняя стратегическая координация и взаимовыгодное сотрудничество» — пишет в свою очередь член политбюро, глава канцелярии по международным делам ЦК КПК и министр иностранных дел КНР Ван И.
Несмотря на то, что, например, китайско-американские отношения были достаточно тесными, да и сейчас остаются на вполне высоком уровне, трудно себе представить, чтобы КНР и США обменялись такими публикациями. Единственное поздравление с американской стороны, которое удалось найти, размещено на сайте Госдепа: «Соединенные Штаты Америки поздравляют народ Китайской Народной Республики с 75-м Национальным днем. В то время как Соединенные Штаты работают с международным сообществом над устранением серьезных препятствий, с которыми сегодня сталкивается мир, мы привержены ответственному регулированию наших двусторонних отношений с КНР и будем поддерживать открытые линии связи. Мы желаем народу Китайской Народной Республики мира, процветания и счастья в предстоящем году».
Статья Сергея Лаврова называется «Россия и Китай: партнерство и дружба, закаленные временем», а статья Ван И — «Семьдесят пять — через ненастья, движение вперед в новое путешествие». В обеих публикациях прослеживается путь, который страны прошли к достижению нынешнего беспрецедентного уровня отношений. Но если Лавров вспоминает и о поддержке народного Китая еще до образования КНР, пишет о помощи, которую оказал СССР в годы становления Нового Китая и об урегулировании всех пограничных вопросов уже в наше время, то Ван И не стесняется сказать о тех трудностях, которые возникали между нашими странами, замечая, что тем крепче наши отношения, преодолевшие все политические ненастья.
Много места в публикациях посвящено развитию экономического сотрудничества, прежде всего торговли, которая растет быстрыми темпами и в которой доля взаиморасчетов в рублях составляет 95 процентов. Важно, что китайский министр говорит об углублении этого сотрудничества и о достижении целей, намеченных лидерами стран до 2030 года.
Сергей Лавров отдельно отмечает взаимную поддержку в наиболее острых политических и военных вопросах. В частности, российский министр высоко оценивает мирные инициативы КНР по урегулированию украинского конфликта и учет в них необходимости устранения первопричин конфликта. В их числе — «многолетнее расширение НАТО на восток вопреки коренным интересам безопасности России, создание Западом антироссийского военного плацдарма на Украине, поддержанный Вашингтоном и Брюсселем кровавый госпереворот в Киеве в 2014 году, проводимая неонацистским режимом В. Зеленского политика истребления всего русского, включая язык, культуру, СМИ и православную церковь». Отмечается понимание китайской стороной побудительных мотивов действий Москвы и тех угроз, которые были созданы со стороны Запада.
В свою очередь, Россия — против создания в АТР узких блоков, направленных против Китая и вмешательства во внутренние дела КНР в вопросах, касающихся Тайваня. «Позиция России по вопросу Тайваня в поддержку территориальной целостности КНР неизменна», пишет Лавров.
Оба руководителя внешнеполитических ведомств делают акцент не только на постоянное углубление российско-китайских отношений во всех областях, но и на тесное взаимодействие на международной арене. Они уверены, что это взаимодействие станет расширяться.
«В новую эпоху Китай и Россия будут сотрудничать и помогать друг другу рука об руку, — формулирует Ван И. — Китай и Россия являются постоянными членами Совета Безопасности ООН и крупнейшими державами мира, а также единомышленниками в вопросе продвижения многополярности в мире и демократизации международных отношений. Занять твердую позицию в вопросе защиты международной системы, ядром которой является Организация Объединенных Наций, а в ее основе лежит международное право, а также в соответствии с целями и принципами Устава ООН и основными нормами, регулирующими международные отношения, Китай занял четкую позицию по таким вопросам, как противостояние гегемонизму и силовой политике, противодействие незаконным односторонним санкциям и „юрисдикции длинной руки“, а также противодействие вмешательству во внутренние дела суверенных государств. Стороны активно ищут возможности и развитие для стран Глобального Юга, содействуют выдающемуся росту и влиянию стран БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества, участвуют в конструктивном сотрудничестве между „Группой двадцати“ и АТЭС, а также совместно работают на пути построения сообщества единой судьбы человечества».
Примерно также говорит о взаимодействии на международной арене и Лавров. Ныне приходится признать, что эти внеблоковые отношения двух стран являются главной стабилизирующей силой в мире, противостоящей скатыванию в хаос и конфронтацию.
Ван И подчеркивает неизменность курса на тесное сотрудничество с Россией. «Как бы ни менялась международная обстановка, суть китайско-российских отношений — неприсоединение, неконфронтация и ненацеливание на какую-либо третью сторону — не изменится, также не изменится фон взаимного уважения, равноправия и взаимовыгодного сотрудничества». «Реки велики, когда они соединяются,— образно пишет Ван И. — После 75 лет накопления опыта китайско-российские отношения обрели прочное взаимное доверие, глубокое наследие, значительный подтекст и сильную устойчивость».