Чего добился «просроченный президент» во время своего последнего турне в Лондон, Париж, Берлин и Рим
Перед президентскими выборами в Штатах, которые состоятся в ноябре, Зеленский предпринимает отчаянные усилия, чтобы заручиться поддержкой Запада, ведь никто не знает, кто будет следующим президентом США — Харрис или Трамп, и как он будет относиться к идеи безоговорочной поддержки Украины.
В сентябре Зеленский побывал в Штатах, чтобы, выступив в ООН, представить американским друзьям свой «план победы», причем умудрился во время своего визита разозлить республиканцев критикой Трампа, а демократов насторожил заявлениями об окончании конфликта. Так что его поездку назвать удачной никак нельзя. И на поле боя Украина тоже не может показать результат, который бы заставил поверить его «спонсоров», что незалежная может вернуться к границам 1991 года, включая Крым, как заявляет Зеленский. Похоже, уже и в Белом доме не верят в то, что Украина может вернуть территории военным путем.
После визита в Штаты Зеленский готовился к стратегически важной для него встрече в Рамштайне, где должны были быть президент США и его союзники по НАТО из контактной группы по обороне Украины. Но зачастую вмешиваются, как говорится, высшие силы: встреча была отложена из-за урагана «Милтон». Президент Байден остался в Штатах, а эта ситуация абсолютно ясно показала, что для американцев стихия на их территории гораздо важнее вопроса территориальной целостности Украины.
И вообще все больше стран Запада начинают понимать, что свою войну Украина не выиграет, а падение Угледара сделало перспективы незалежной еще более туманными. Даже ярые сторонники войны до последнего украинца осознали, что вопрос дальнейшего продвижения российских войск — это просто вопрос времени. И вот уже The Washington Post пишет: западные дипломаты полагают, что Зеленский стал более открыт к проведению переговоров с Россией. Об этом свидетельствует и то, что Зеленский заявил, что Россия будет приглашена на следующий саммит, в то время как на предыдущий саммит Россию не звали. С каждым километром продвижения российских войск вглубь территории Украины позиции Зелинского ослабевают, ведь можно сколько угодно говорить о «плане победы», но когда 20 процентов твоей территории контролируется Россией, трудно убеждать своих союзников, что все идет по плану. Ведь даже после летнего вторжения в Курскую область Россия не сняла с передовой боевые части, а наоборот, увеличила темп продвижения по территории Украины, взяв Угледар и не собираясь останавливаться на этом.
После того, как из-за урагана не состоялась встреча контактной группы в формате Рамштайн, посвященная координации военной помощи Киеву, где у Зеленского была бы возможностью обратиться ко всем своим союзникам разом, он отправился в агиттур в Лондон, Париж, Берлин и Рим, чтобы изложить подробности своей стратегии. А это членство Украины в НАТО, разрешение использовать западные ракеты для ударов в глубокий тыл России и расширенные поставки оружия. Кроме того, как пишет Le Figaro, Зеленский опроверг слухи о возможности прекращения огня и призвал союзников к увеличению масштабов поддержки. Это Зеленский и называет своим «планом победы», с помощью которого он собирается закончить военные действия не позднее 2025 года.
Но надо признать, что такая активизация Зеленского прямо связана с тем, что запас времени у него крайне небольшой — это всего три месяца, от ноября 2024, когда пройдут выборы в США до января 2025, когда состоится инаугурация нового президента Америки. Практически за эти три месяца Зеленскому надо убедить Байдена максимально помочь Украине, потому что он не уверен, что новый президент согласится продолжать курс прежней администрации на такую же поддержку Киева.
Уже сейчас ясно, что «план победы» не нашел горячей поддержки у союзников. Так, глава Объединенного комитета начальников штабов генерал Чарльз Браун-младший заявил, что «план победы» во многом повторяет то, о чем украинцы уже просили, а американцы рассматривают его на предмет «того, что действительно находится в области возможного».
На встрече с журналистами в исландском Кеблавике Браун признал, что у союзников есть разногласия по вопросу приема Украины в НАТО и нужны очередные консультации с Киевом насчет типов и количества запрошенных боеприпасов. То есть в переводе на простой язык: «Вы, товарищи украинцы, много хотите и сильно губу раскатали, умерьте ваши аппетиты». Происходит то, о чем уже сказано выше: перед уходом Байдена Зеленский выставляет завышенные требования, действуя по принципу — проси много, авось дадут хоть что-нибудь.
Свое турне после несостоявшейся коллективной встречи в Рамштайне украинский президент начал с Лондона, где представил свой «план победы» премьер-министру Киру Стармеру и генсеку НАТО Марку Рютте, заявив, по сообщению газеты Politico, что его план «нацелен на создание правильных условий для справедливого окончания конфликта» и что Украина может вести переговоры «только с сильной позиции». И в Лондоне, а затем и в Париже на встрече с Макроном, и в Берлине во время встречи с Шольцем он опять поднимал вопрос о возможности ударов по России дальнобойными ракетами, это объясняет, что в его понимании есть «сильная позиция». Но, похоже, такого разрешения он пока не получил, как и немецких мощных ракет большой дальности Taurus.
После того, как Россия заявила, что удары западным оружием вглубь своей территории она приравняет к участию западных держав в войне против нее, желающих поэкспериментировать не нашлось. Даже один из главных союзников Зеленского — Шольц пока не идет в этом вопросе ему навстречу. То есть принцип у Запада простой: нет, мы не отказываемся снабжать Украину оружием, но если это угрожает безопасности Запада, тут уж извините. Собственная безопасность важнее безопасности Украины.
Итак, разберемся, какие перспективы есть у Украины, чтобы получить от Запада все, что она требует в рамках «плана победы».
Например, членство в НАТО. Вот что пишет Politico: «Хотя НАТО и заявила, что Украина стоит на пути к членству в будущем, никаких сроков при этом указано не было, а США и Германия возглавили группу скептиков, обеспокоенных принятием Киева. Нельзя забывать, что одна из главных причин российской спецоперации была обусловлена именно стремлением Украины войти в НАТО. Поэтому никаких переговоров с Москвой быть не может, пока Украина не расстанется с этой утопией. Вариант, что Россия, получив часть территорий Украины, согласится в обмен на это на вступление Украины в НАТО, абсолютно нереалистичен».
Похоже, это начинают понимать и на Украине, поэтому Киев приступил к подписанию 20 двусторонних соглашений о безопасности с различными союзниками. Однако они не дают ничего похожего на гарантии безопасности, вытекающие из членства в НАТО.
«Если будет проведена граница, пусть даже административная, мы сможем считать ее временной и принять Украину в НАТО с территорией, которую она будет на тот момент контролировать», — заявил Столтенберг изданию Financial Times, добавив, что нужна «черта, за которой будет применяться пятая статья, и Украина должна контролировать всю территорию вплоть до этой черты».
А зарубежные СМИ, ссылаясь на дипломатические источники, пишут, что Киев может обеспечить себе членство в НАТО в обмен на территориальные уступки России.
Кроме того, в «план победы» Зеленского входит защита неба над Украиной. Идея Киева, что Польша и Румыния своими ПВО будут сбивать российскими ракеты над Западной Украиной — абсолютно провальная, ни Польша, ни Румыния не хотят прямого конфликта с Россией.
А еще украинцы пытаются убедить Европу передать им большее количество комплексов ПВО — новые батареи Patriot и франко-итальянские установки SAMP/T, которые ВСУ смогут развернуть самостоятельно. Однако, несмотря на обещания, поставки пока прекратились.
Кроме того, президент Украины хочет привлечь инвестиции в собственную военную промышленность, чтобы не выступать постоянно в роли просителя, а иметь свой арсенал. Такие компании, как Rheinmetall, Nammo и Saab, уже договорились о локализации производства артиллерии и бронетехники. А Дания, Канада и Литва уже размещают у украинских компаний прямые заказы. На Украине все делается для продолжения войны.
И к какой победе может привести этот «мирный план»? Ведь в ходе своего гастрольного тура по Европе Зеленский всячески опровергал слухи о возможном прекращении огня, призывая союзников усилить поддержку.
«Прекращение огня не является предметом обсуждений (...) с нашими союзниками», — заявил Зеленский в конце встречи, объяснив появление заявлений на эту тему российской «дезинформацией». Он также снова призвал к быстрому увеличению западной помощи. «До наступления зимы нам нужна ваша поддержка», — настойчиво повторял украинский проситель.
Но переживет ли Украина, как государство, эту зиму? Ведь «мирный план», о котором говорит Зеленский, на самом деле план военных действий. Но совершенно очевидно, что Украина не в состоянии нанести такое военное поражение России, при котором Москва согласилась бы с планами Зеленского.