Ирано-израильское противоборство на Ближнем Востоке, безусловно, является важнейшим фактором, определяющим будущее всего региона. Но нельзя сводить все только лишь к двум акторам — Тегерану и Тель-Авиву. Не менее значимым видится и взаимодействие между Ираном и Турцией
Продолжим рассматривать развитие региональной ситуации на основе нашей гипотезы о наличии тут «трех с половиной» полюсов силы и влияния (Израиль, Иран, Турция плюс арабский мир). При этом можно увидеть, что Израиль оказывается в глубокой изоляции. Он, безусловно, продолжает доказывать свою мощь и добился беспрецедентного наращивания «конфликтного потенциала». Но все это за счет практически полной утраты «кооперационного потенциала»: у него в регионе не осталось союзников. «Процесс Авраама», похоже, заморожен, если не похоронен. Представить себе антииранскую арабо-израильскую коалицию, которая могла бы лечь в основу «нового Ближнего Востока», почти невозможно. Это означает, что даже если Израиль одержит победу в Газе и Ливане (что, по-видимому, всеми признается за аксиому), он останется в полном одиночестве и во враждебном окружении.
Это ставит на повестку дня вопрос: с кем объединится арабский мир — с Турцией или с Ираном? Это — действительно вопрос будущего региона. И думается, не будет преувеличением сказать, что он является определяющим. Если посмотреть на ситуацию с этой точки зрения, то конкуренция за влияние на арабов, разворачивающаяся между Тегераном и Анкарой, имеет не меньшее значение, нежели результаты обмена ударами между иранцами, их союзниками и израильтянами.
Президент Турции Эрдоган вскоре после начала войны в Газе выступил с идеей создания региональной структуры безопасности. Он же инициировал совместный саммит Организации исламского сотрудничества и Лиги арабских государств. По сути, это была заявка на региональное лидерство. И несмотря на то, что практического развития она не получила (или как раз из-за этого), Эрдоган всеми силами продолжает закреплять за своей страной имидж глобального лидера в противостоянии израильской агрессивной политике.
При этом примечательно, что в своей антиизраильской риторике Эрдоган не упоминает Иран. Это тем более заметно, учитывая, что весь мир признает: война на Ближнем Востоке — это война между Ираном и Израилем. Но для Анкары этого как будто не существует, она старательно игнорирует Исламскую республику и ее роль в нынешней драме. Напротив, Эрдоган всячески старается замкнуть ситуацию именно на Турцию: самым новым его тезисом стало утверждение о том, что Израиль нацелился на Анатолию, то есть на турецкие земли. И это прозвучало в момент, когда Иран нанес массированный ракетный удар по израильской территории, и весь мир гадает, каким будет ответ...
Думается, это неслучайно. Турция не хочет уступать Ирану в конкуренции за интерес со стороны арабов. А тенденция к этому есть: в отличие от турок, иранцы действительно воюют с израильской армией. Да и вообще Иран по праву пользуется огромным уважением и авторитетом на арабской улице, выступая единственным защитником палестинского дела, а теперь — и суверенитета Ливана. Тогда как турки могут похвастаться лишь грозной риторикой и имиджем (спорным) «единственной страны региона, разорвавшей все торгово-экономические связи» с Тель-Авивом.
Новый иранский президент Пезешкиан с первых шагов определил приоритет своей внешней политики — установление и развитие отношений с соседями, то есть с арабскими странами Залива и Ираком. Первый его визит был в Ирак; он побывал и в столице Багдаде, и в Эрбиле на севере, и в Басре на юге этой страны. После посещения Нью-Йорка он отправился в Катар. И везде он вел речь о необходимости новой региональной (в регионе Залива) системы сотрудничества и безопасности.
Ракетные удары по Израилю, скорее всего, стали убедительным «довеском» к риторике Пезешкиана: в Заливе убедились в иранской мощи и решимости. И, чтобы не упустить момент, в регион вылетел глава МИД ИРИ Аракчи. До этого он уже побывал в Бейруте и Дамаске, затем направился в Эр-Рияд и Доху. После этого Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт и Бахрейн заявили, что не позволят Израилю использовать свое воздушное пространство для атак на Иран (об этом сообщило агентство Reuters). Обращает на себя внимание, что визитов в Анкару иранские эмиссары не наносили.
На этом фоне иранский парламент выдвинул идею заключения «Соглашения о защите безопасности между группами сопротивления и поддерживающими их странами». При необходимости акцент на «оси сопротивления» можно убрать, придав проекту более широкий характер. Но, как бы то ни было, речь по сути идет о формировании региональной структуры безопасности под эгидой Ирана, которая видится как альтернатива «альянсу исламских государств для противодействия израильскому экспансионизму», предложенному президентом Турции Эрдоганом в начале сентября.
Может создаться впечатление, что интересы Турции и Ирана совпадают: каждый из них хочет создать региональную структуру безопасности, которая объединяла бы арабские страны и изначально не включала бы Израиль (но он впоследствии мог бы к ней присоединиться). Так почему бы Анкаре и Тегерану не объединить усилия и не выступить с единым проектом?
Теоретически это возможно. Но для этого необходимо их сотрудничество, основанное на взаимном доверии. Пока же они друг другу не доверяют. Интересы Ирана и Турции пересекаются на многих направлениях, и до сих пор гармонии они не достигли. Кроме того, и арабский мир едва ли готов сделать однозначный выбор между ними; арабам более привычно играть на противоречиях своих партнеров.
Но главное здесь — в готовности турок и иранцев к диалогу. Он, вне всякого сомнения, ведется, но пока на «техническом», а не политическом уровне, не говоря уж о высшем руководстве. Пезешкиан и Эрдоган встречались в Нью-Йорке на ГА ООН, должна состояться их встреча и в Казани на саммите БРИКС. Многое будет зависеть от того, договорятся ли они о двусторонней официальной встрече. Если да, то такая встреча может пролить свет на будущее Ближнего Востока после окончания нынешней «горячей» фазы развития региональной ситуации.
Это соглашение направлено на создание общей оборонной структуры для борьбы с внешними угрозами и поддержки друг друга во времена кризисных ситуаций.
Согласно тексту этого соглашения, все страны или движения, являющиеся участниками «Пакта Сопротивления», в случае нападения сионистского режима или США на территорию участников пакта, будут обязаны обеспечить комплексную экономическую, военную и политическая поддержку друг другу.