Пекин наносит ответный удар
Министерство коммерции Китая объявило о введении с 11 октября «временных антидемпинговых мер» в отношении бренди, произведенного в Европейском союзе (ЕС). Как сказано в заявлении, на таможне нужно будет вносить «обеспечительный платеж», в размере от 30,6% до 39% стоимости продукции в Китае. Это следствие идущего в КНР с 5 января с.г. расследования в отношении импорта европейского бренди, которое было предпринято после аналогичного европейского — в отношении китайских электромобилей. Согласно предварительным выводам китайских властей, экспорт бренди является демпинговым и представляет угрозу для отечественного производства.
Следует заметить, что эти выводы были обнародованы еще в конце августа, но власти КНР не торопились принимать меры. Вот и сейчас китайцы оставляют европейцам шанс договориться, это еще не пошлина, а «обеспечительный платеж». Но очевидно, что санкции в отношении бренди — это реакция на решение ЕС от 4 октября ввести-таки на четыре года импортные пошлины в отношении китайских электромобилей в 35% от их стоимости (с учетом еще 10% для всех иномарок общий тариф составит 45%).
Напомним, что Брюссель еще в июле ввел эти пошлины, так сказать, в тестовом режиме, отложив решение до 1 октября. Голосование по нему было отсрочено из-за несогласия некоторых европейских стран, а также из-за переговоров, которые вел в Брюсселе министр коммерции Китая Ван Вэньтао, пытаясь убедить еврочиновников не начинать таможенную войну, потому что она никому не принесет выгоды. Но его не послушались. И вот Пекин начинает принимать ответные меры.
Нельзя не обратить внимание на продуманность и ювелирную точность действий КНР. Ответ последовал не абы когда и не абы по каким товарным позициям. По поводу времени введения мер все ясно. Теперь по поводу товарной позиции — бренди. Во-первых, это то, без чего точно могут прожить китайцы с их бурно развивающимся рынком виноделия, а также с маотаем и прочим крепким алкоголем, объединенным в Китае в большую группу под названием байцзю (белый алкоголь, вино). Кстати, компания Маотай — одна из крупнейших в Китае. Но самое главное, что из 1,7 млрд долларов поставок бренди в Китай свыше 90 процентов — это французский алкоголь. В первую очередь эти меры ударят по французским брендам — от Hennessy до Remy Martin. А именно Франция была в числе главных активистов введения повышенных пошлин на китайские электромобили. Нельзя не заметить, что президент Макрон не может не отдавать себе отчет в ответных шагах Пекина. Тем более, что Пекин об этом заранее предупреждал, уговаривая европейцев одуматься и не начинать обмен «любезностями». Возникает мысль, что французский президент действует под «чьим-то» давлением, напрашиваются аналогии с российским газом, путь в Европу которому преградили некоторые страны, в том числе Германия, таким образом совершив экономическое самоубийство.
8 октября французское национальное Бюро коньяков назвало себя «заложником» ситуации с повышением пошлин со стороны ЕС на китайские электромобили и ответными шагами Пекина. «Мы призываем наше правительство принять необходимые шаги для того, чтобы положить конец эскалации», — говорится в заявлении Бюро, которое также подписали производители арманьяка и федерация экспортеров вина. Во французском объединении уверены, что ответные меры Китая будут иметь «катастрофические последствия для нашей сферы и наших регионов». Реакция же официального Парижа заключается пока в том, что министр торговли Франции пообещал в кооперации с ЕС принять меры на уровне Всемирной торговой организации (ВТО). Ну-ну, посмотрим, что еще они придумают.
Тем временем, министерство коммерции КНР 8 октября заявило, что Пекин изучает и возможные меры по повышению тарифов на импорт автомобилей с двигателями внутреннего сгорания большого объема. То есть французским алкоголем дело не закончится. Черед за европейской свининой, львиная доля которой (больше 1 млрд долларов) поставляется из Испании, которая деликатно воздержалась в ходе решения вопроса об антикитайских пошлинах. Дальше на очереди европейские автомобили, большая часть которых — немецкие. И сумма там тоже немалая — 1,2 млрд долларов в год.
Неслучайно среди стран, голосовавших 4 октября против пошлин на китайские электромобили, была Германия, поскольку Бонн опасается ответных мер. Немецкие власти вняли просьбам Mercedes, BMW и Volkswagen, которые зарабатывают на китайском рынке более 25% своей зарубежной прибыли и категорически против таможенной войны. Генеральный директор BMW Оливер Ципсе назвал голосование в ЕС «смертельным сигналом для европейской автомобильной промышленности», отметив, что необходимо найти быстрое решение путем переговоров между ЕК и Китаем, чтобы предотвратить торговый конфликт, победителей в котором не будет.
А канцлер ФРГ Олаф Шольц накануне голосования заявил, что вытеснять с рынка иностранную продукцию и сужать круг торговых партнеров неправильно. «Больше торговли с большим количеством партнеров из большего количества стран — вот как выглядит разумное управление рисками в нестабильном мире», — отметил он.
Следует напомнить, что за прошедший год большинство европейских лидеров посещали Пекин или принимали председателя КНР Си Цзиньпина. И каждый по отдельности высказывался за свободную торговлю и урегулирование разногласий, рассчитывая выторговать для своей страны благосклонность со стороны Китая. Но решения на уровне ЕС, как видим, идут вразрез и вряд ли соответствуют национальным интересам членов ЕС. Впору говорить о несамостоятельности европейских стран в самых чувствительных для них вопросах. Аналогии с политикой ЕС в отношении России здесь более чем уместны.
И что теперь? Скорее всего, речь идет о серьезном конфликте и системных противоречиях, которые уже вряд ли удастся урегулировать простой отменой пошлин. Премьер правительства Венгрии Виктор Орбан заявил, что ЕС движется к «экономической холодной войне» с КНР. По мнению Орбана, произведенным в ЕС товарам будет трудно найти сбыт на мировом рынке, «если мир окажется расколотым на два блока». Китай же, как уже не раз заявлялось на разных уровнях, будет до последнего пытаться решить вопросы миром и не допустить торговой войны. Ведь Евросоюз, согласно данным китайской таможни, второй по объему торговый партнер КНР после стран АСЕАН. Рушить этот бизнес на сотни и сотни миллиардов евро в Китае никто не хочет. Но и идти на поводу у еврочиновников в Пекине также не готовы. Так что для начала отдельным странам ЕС, видимо, придется раскошелиться, чтобы оплатить упущенную за счет повышенных пошлин прибыль китайских автоконцернов. Дальше все будет зависеть от реакции европейцев. Но если разгорится настоящая таможенная война, мало европейцам не покажется. Могут рухнуть не только мэтры европейского автомобилестроения, но и другие отрасли европейской промышленности, которые и без того чувствуют себя плохо после размежевания с Россией.
Некоторые европейские лидеры объясняют свои действия якобы защитой внутреннего рынка и необходимостью обеспечения равных условий для своих и чужих производителей. Но за всем этим маячит стратегия США по «сдерживанию Китая» и торможению его технологического развития.