Растущая региональная нестабильность и изменение политической динамики привели к тому, что впервые за десять лет была предпринята попытка положить конец 40-летнему конфликту Турции с Рабочей партией Курдистана, но шансы на успех неясны, поскольку Анкара не даёт никаких подсказок о том, что это может повлечь за собой.
На прошлой неделе глава Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели предложил, чтобы лидер РПК Абдулла Оджалан, находящийся в тюрьме на острове недалеко от Стамбула, пришёл в парламент Турции и объявил об окончании конфликта и роспуске РПК в обмен на возможность его освобождения.
Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган назвал предложение Бахчели «историческим окном возможностей» и призвал курдов принять протянутую руку.
Несколько неназванных турецких политиков и аналитиков сообщили агентству Reuters, что мирное предложение породило как надежду, так и неопределённость в отношении того, как президент Турции может действовать дальше.
По мнению экспертов, мир принёс бы Турции значительные дивиденды, сняв нагрузку с её сил безопасности, укрепив слабую экономику преимущественно курдского юго-востока и ослабив социальную напряжённость.
В свою очередь, многие курды надеются, что мирное соглашение приведёт к демократическим реформам и расширению прав курдского языка и культуры. Эти шаги, вероятно, будут одобрены западными союзниками Турции, которая является членом НАТО.
Тем временем, пока в Турции обсуждают возможный мирный процесс, призванный положить конец конфликту между РПК и турецким государством, в Стамбуле прошли акции протеста против ареста и отстранения от должности мэра стамбульского района Эсеньюрт и члена главной оппозиционной Народно-республиканской партии Ахмета Озера, который был задержан антитеррористической полицией по подозрению в связях с РПК.
Лидер Народно-республиканской партии Озгур Озель и другие оппозиционные политики назвали этот шаг «переворотом».