«Светофор» погас

Распад правящей коалиции в Германии вызвал переполох в Старом Свете

foto

Фото: Flickr

Федеральный президент Франк-Вальтер Штайнмайер 7 ноября вручил свидетельства об увольнении трем представителям Свободной демократической партии (СвДП), входившей в правящую коалицию «Светофор». Их получили экс-глава Минфина, лидер партии либералов Кристиан Линднер, бывшие министр юстиции Марко Бушман и министр образования Беттине Штарк-Ватцингер. Примечательно, что еще один представитель СвДП — министр транспорта Фолькер Виссинг — отказался покидать свой кабинет, объявив о выходе из партии.

Президент назначил новым министром финансов социал-демократа Йорга Кукиса, который до этого был советником Шольца. Именно он руководил с немецкой стороны подготовкой документов к саммитам G7 и G20. В тот же день Кукис был приведен к присяге в бундестаге.

Не удивительно, что правительственный кризис случился на следующий день после избрания президентом Дональда Трампа. В западных СМИ, между прочим, окрестили дату заокеанского голосования «днем большой неопределенности не только для Штатов, но и для всего мира». Демократы посыпались...

В Берлине события развивались стремительно. Шольц потребовал от Минфина включить в бюджет на следующий год, в котором и так зияла дыра в 10 млрд евро, дополнительные три миллиарда на помощь Украине. Для этого было необходимо взять новые кредиты. Замечу, что в ФРГ увеличить бюджетную задолженность можно только в том случае, если опустить заложенный в немецкую конституцию так называемый «долговой тормоз». А это допускается в случае экстренной финансово-экономической ситуации, объявить которую может только бундестаг. Линднер отказался поддержать главу правительства.

Затем в ведомстве федерального канцлера в экстренном режиме прошло заседание коалиционного комитета, в состав которого входят председатели представленных в правящей коалиции партий и главы их парламентских фракций. На нем либерал Линднер предложил согласиться на проведение в стране досрочных парламентских выборов. Взбешенный Шольц тотчас уволил его с формулировкой «за многократное нарушение доверия и ограниченность».

В результате правящая коалиция утратила большинство в парламенте. При этом «зеленые» заверили, что пойдут с главой кабинета (теперь уже — технического) до конца. Вожак заявил, что 15 января вынесет на голосование в бундестаге вопрос о доверии своему правительству, чтобы получить возможность провести в конце марте (не позднее воскресенья 16 марта) досрочные выборы. В немецких СМИ уточнили, что фигурирует более ранний срок — 9 марта.

В Старом Свете распад коалиции в ФРГ, третьей по величине экономике мира и «локомотиве» Евросоюза, вызвал серьезную тревогу (вплоть до мандража!) из-за угрозы политического паралича в ЕС. «Европа не будет сильной без сильной Германии», — выразила общую озабоченность глава Европарламента Роберта Метсола.

В Берлине, образно говоря, случился затор. Кстати, вполне ожидаемый. Отныне кабинет меньшинства Шольца не сможет провести ни одну инициативу без поддержки депутатов оппозиционного блока ХДС/ХСС. 7 ноября состоялась встреча канцлера с лидером консерваторов Фридрихом Мерцем. Продлилась она менее получаса. Глава христианских демократов согласился обсудить законопроекты, которые Шольц намерен ускоренно провести, лишь при условии, что тот вынесет вопрос о вотуме доверия в ближайшие дни, а не в январе. Мерц настаивал, что досрочные выборы должны состояться уже во второй половине января 2025 года. Консервативная фракция в бундестаге единогласным решением призвала Шольца поставить на голосование вопрос о доверии не позднее начала наступившей недели, чтобы в стране не сложился вакуум власти. Договориться не удалось.

Почему канцлер медлит? Эксперты считают, что он хочет в оставшиеся до Рождества недели добиться утверждения в бундестаге нескольких принципиальных правительственных проектов. В частности, имплементации в законодательство принятых еще в прошлом году в ЕС решений, призванных ограничить приток беженцев в Европу и, соответственно, в Германию. Он планирует также довести до конца несколько начатых, но не завершенных инициатив: принять закон о стабилизации пенсионной системы, скорректировать налоговую систему с целью снизить фискальное бремя на наемных работников и принять пакет мер по поддержке промышленности, особенно автопрома. Шольц попробует продавить выделение киевскому режиму дополнительных средств, чтобы помочь ему продержаться нынешней зимой.

Однако консерваторы вряд ли сделают канцлеру рождественский подарок.

Исключение может составить лишь миграционный пакет, поскольку им будет трудно объяснить, почему они голосуют против мер, на которых сами же настаивали.

На самом же деле шансы Шольца пережить этот кризис равны нулю. На данный момент рейтинги всех партий, входивших в «Светофор», ниже, чем у консервативного блока. СДПГ может рассчитывать на 15% голосов бундесбюргеров, «зеленые» — на 10,5%, либералы с их 4,5% (что меньше пятипроцентного барьера для прохождения в бундестаг) вообще рискуют остаться за бортом. При этом у ХДС/ХСС — 32%.

Даже если СвДП включит форсаж и все же проскочит в парламент, ее гипотетического участия в правительстве Мерца будет недостаточно, чтобы сколотить дееспособную правящую коалицию. Не станем сейчас вдаваться в возможные альянсы с остальными политическими игроками, но по итогам досрочных выборов наиболее реалистичной представляется «большая коалиция» в составе доминирующих христианских демократов и социал-демократов на подхвате (в качестве «младшего брата»). По примеру той, что была при Ангеле Меркель до выборов 2021 года.

При этом, правда, 66-летнего Шольца ждет, скорее всего, почетная пенсия. Его правление, приведшее Германию к внешнеполитическим просчетам и рецессии, станут, думаю, со временем воспринимать как недоразумение. Если этого политика вообще будут помнить.