Дважды президент США Дональд Трамп пафосно объявил, что он видит свою миссию в том, чтобы «спасти нашу страну». Как отмечают Питер Бейкер и Чарли Сэвидж, его идейные недруги из газеты The New York Times , его «обширная программа действий включает в себя реформирование правительства, внешней политики, национальной безопасности, экономики и внутренних дел»
Прямо по Маяковскому: «планов громадьё» и «размаха шаги саженьи». Если повторный президент выполнит данные в ходе предвыборной кампании обещания, резюмирует The New York Times, то в итоге Трамп «реструктурирует правительство, сделав его более пристрастным, еще больше сократит налоги, введет тарифы на импортную продукцию, нарастит производство энергии, выведет Соединенные Штаты из альянсов с зарубежными странами, отменит прежние стандарты здравоохранения, отомстит своим противниками и, теоретически, проведет облаву на миллионы людей, оказавшихся в стране незаконно».
Если вынести за скобки всю проблематику дипломатического курса США при Трампе (это тема отдельного комментария), то ключевым элементом перестройки в рамках идеологии трампизма станет изменение миграционной политики. Будущий вице-президент Джей Ди Вэнс в ходе теледебатов 1 октября с губернатором Миннесоты Тимом Уолцом без околичностей и стеснения объявил, что депортация преступников будет второй наиболее важной задачей администрации Трампа.
«Мы должны вернуться к миграционной политике Дональда Трампа, выстроить стену, возобновить депортации», — обозначил приоритеты Вэнс, добавив, что в США скопилось... 20 — 25 миллионов нелегальных мигрантов.
В первый срок президентства Трамп построил или реконструировал около 400 миль пограничного барьера вдоль границы США и Мексики, а также установил ряд правил, сдерживающих незаконное проникновение любых перекати-поле. Во время предвыборной кампании Трамп часто повторял, что в случае своего избрания инициирует крупнейшую в истории США операцию по «массовой депортации» нелегалов. Он заодно предупредил Мексику, что введет 25-процентный тариф на ее экспортную продукцию, если правительство южного соседа не сумеет обуздать незаконное вторжение мигрантов.
Трамп намерен продолжить стимулирование реального сектора экономики. Если в свою первую каденцию он волевым решением снизил налог на прибыль корпораций с 35 до 21%, то сейчас предполагает опустить планку до 15%. Эта мера будет касаться только того бизнеса, который производит товары и услуги на территории самих США.
Более того, Трамп пообещал, что будет оказывать давление на Федеральную резервную систему (ФРС), чтобы это агентство, состоящее из 12 частных корпораций с непрозрачной структурой собственности, снизило процентные ставки для удешевления кредита (дерзко!).
Трамп вынашивает наполеоновские планы ввести тариф в 10%, а то и более на весь импорт, чтобы таким способом сократить торговый дефицит. Чем обернутся неизбежные ответные меры, похоже, не принимается во внимание. Есть даже предложение вовсе отказаться в течение четырех лет от импорта китайских товаров, таких как электроника, сталь и фармацевтические препараты.
«Для меня самое красивое слово в словаре — „тарифы“, — признался Трамп в интервью главному редактору Bloomberg News Джону Миклетуэйту. — Это мое любимое слово».
Профессор Валентин Касатонов разделяет мнение Пола Дэвидсона и Медоры Ли, экспертов Института международной экономики имени Петерсона (PIIE), что «установление Вашингтоном универсальных импортных пошлин даже в размере 10% и для Китая — в размере 60% станет неизбежно „спусковым крючком“ для торговых войн. Не только с Китаем, но и с остальным миром. Для Америки возникнет эффект бумеранга в виде ответных таможенных барьеров. Америка в конечном счете окажется в проигрыше. Торговый баланс США, который и сегодня является сильно дефицитным, станет еще более дефицитным».
Мощного допинга от реформ Трампа ожидают энергетические мейджоры. Трамп обещал послабления в области регулирования добычи сланцевой нефти и газа, а также намерен повторно разрешить бурение в Арктическом национальном заповеднике на Аляске, которое было приостановлено при администрации Байдена.
В пику адептам «зеленой повестки» Трамп намерен вывести Соединенные Штаты из Парижского соглашения по климату, задуманного с целью сокращение выбросов углерода в атмосферу.
Аргументация Трампа и разработчиков его внутренней политики доходчива для неискушенного гражданина. Энергоносители всех типов в результате этих мер подешевеют и тем самым укротят инфляцию.
«Когда я ушел из офиса... бензин достиг $1,87 за галлон», — напомнил Трамп журналистам на одной пресс-конференции. Сейчас средняя цена колеблется вокруг $3.10. Для поголовно автомобилизированной нации интересоваться ценниками на автозаправках столь же обыденный ритуал, как у старосветских помещиков в начале прошлого века спрашивать «А почем нынче овес?».
Что касается социальной политики, то для понимания настроений в трампистском стане достаточно указать на неприятие Трампом участия трансгендеров в женских видах спорта. А главное — его обещание потребовать от учебных заведений, от школ до университетов, отказаться от пропаганды «Разнообразия, равенства и инклюзивности» (Diversity, equity, and inclusion), что предполагает закрепление привилегий за меньшинствами как по расовому и этническому признаку, так и по гендерной идентификации.
47-й президент США предлагает госаппарату и обществу в целом «защитить американские традиции».
* * *
Невероятная степень остервенения противников из двух политических племен подпитывает опасения, отражаемые в опросах граждан, что развязка эпического противостояния может быть достигнута только в ходе гражданской войны.
Неслучайно авторы одного из мегафонных рупоров демократов, газеты The New York Times ссылаются на угрозу, якобы когда-то озвученную Трампом: все предстоящие четыре года в роли главы государства и верховного главнокомандующего он намерен посвятить... «возмездию».
В планах демонизированного самостийного политика, как утверждают его недоброжелатели, — прекратить уголовные расследования против самого себя, помиловать своих сторонников, которые штурмовали Капитолий 6 января 2021 года, и обратить власть федеральных правоохранительных органов против своих противников.
В свою очередь второй по значению агитационный листок демократов, газета The Washington Post пугает тем, что Трамп-де отомстит трем высшим чиновникам, которые его гнобили: экс-главе администрации США Келли, экс-генеральному прокурору Барру, экс-председателю Объединенного комитета начальников штабов генералу Милли.
Быть может, эту перестройку с зачисткой госаппарата под себя и имел в виду Дональд Трамп, произнеся: «Это навсегда запомнится как день, когда американский народ восстановит контроль над своей страной».
Сбудется ли страшный сон демократов, пока неведомо. Но что можно прогнозировать с высокой степенью уверенности, так это продолжение саги о необъявленной, но ожесточенной войне Белой и Алой розы внутри американского политикума.