Контуры внешней политики Трампа очерчены пунктиром

Однако резонно предположить, что вновь избранный президент США предпримет попытки остановить войну НАТО против России на исконно русских землях

foto

В то время как патентованные недоброжелатели Дональда Трампа из The New York Times отвешивают очередную пощечину новоизбранному президенту, утверждая: «единственно, что предсказуемо, так его непредсказуемость», серьезные аналитики просчитывают соотношение воинственности и миролюбия на каждом внешнеполитическом треке.

«Как Трамп изменит мир. Контуры и последствия внешней политики во время второго срока». Такой заголовок Питер Д. Фивер, профессор политологии и государственной политики в Университета Дьюка (одно время служил аналитиком Совета национальной безопасности) предпослал своей статье в журнале Foreign Affairs.

При вернувшимся в Белый дом реваншисте, по прогнозу Фивера, «более экстремистские группировки одержат верх и будут использовать свое преимущество, чтобы подавить голоса более умеренных, опустошить ряды гражданских и военных профессионалов, которых они считают глубинным государством, и, возможно, использовать рычаги власти, чтобы преследовать противников и критиков Трампа».

В попытке отмести нападки на Камалу Харрис и клан Обамы-Клинтон-Байдена как отмороженных поджигателей войны, профессор Фивер напоминает про угрозы Трампа обрушить на Северную Корею «огонь и ярость» (Fire and Fury — так называлась вышедшая в 2018 году книга журналиста Майкла Вольфа) и санкцию на убийство Касема Сулеймани, командующего спецподразделения «Аль-Кудс» в составе Корпуса стражей исламской революции (КСИР).

Можно считать реплику профессора развенчанием Стивена Миллера, одного из преданных советников Трампа, который накануне выборов объяснил, чем чревато воцарение ставленницы глобалистов:


«Если вы проголосуете за Камалу, Лиз Чейни станет министром обороны. Мы вторгнемся в дюжину стран. Мальчиков из Мичигана призывают воевать на Ближнем Востоке. Миллионы людей погибают. Мы вторгнемся в Россию. Мы вторгнемся в страны Азии. Третья мировая война. Ядерная зима».


Лоялист Миллер приукрашивает образ своего босса, выдавая его не меньше,чем за «миротворца». Действительно, за последние 16 месяцев своего правления Трамп на дипломатической шахматной доске добился ряда существенных перестановок фигур.

Поспособствовал заключению договоров о нормализации отношений между Израилем и арабскими государствами, известных как «Соглашения Авраама». Это отсыл к патриарху Аврааму, вера в которого присутствует в иудаизме, христианстве и исламе. Уговорил Сербию и Косово пойти на установление экономических связей. Уломал Египет и государства Персидского залива оставить разногласия с Катаром и прекратить блокаду эмирата. Вдобавок договорился с «Талибаном» о де-факто временном перемирии.

Можно ли, опираясь на приведенные доводы, записать Трампа в «миротворцы»? Если судить по свежим назначенцам — это Марко Рубио, сенатор от Флориды, ставший госсекретарем США, и Майк Уолтц, член Палаты представителей также от Флориды, новый советник по нацбезопасности, то достигнута тактическая победа «партии войны» или умеренных неоконов.

Сын кубинским эмигрантов, ярый потомственный антикастрист Рубио (прозвище «Маленький Марко») повязан с израильским лобби и люто ненавидит персов. У него репутация, отмечает агентство Reuters, «главного антикитайского ястреба в Сенате». Подполковник в отставке Уолтц, служивший в Силах специального назначения и принадлежащий к «зеленым беретам», настроен не менее непримиримо к китайцам.

Марко Рубио. Фото: Flickr

Сказанное не означает, что Трамп будет слепо следовать рекомендациям обоих китаефобов, хотя и для него неудержимое возвышение бывшей Срединной империи равнозначно экзистенциальной угрозе для доминирования США. Нет сомнения, что Трамп введет запредельные тарифы на китайскую продукцию, лаской и таской начнет загонять обратно домой американские компании, разместившие производственные мощности в Поднебесной, будет подпирать плечом и всем весом доллар, мешая юаню становиться резервной валютой в торговых операциях.

Но! Администрация США при Трампе не станет выводить конкуренцию за пределы торговой и финансовой войны, чтобы эскалация эпического соперничества не привела к необходимости взяться за оружие как за «последний довод королей» (ultimo ratio regum). Миллиардер Трамп по складу характера бизнесмен, а не полководец.

Неслучайно «европейские страны испытывают „глубокую тревогу“ по поводу второго срока Трампа», признается Лесли Винджамури, директор программы по США и Северной и Южной Америке аналитического центра Chatham House в Лондоне. В интервью арабскому телеканалу Al Jazeera лондонский эксперт опасается, что Трамп настроен скептически не только к НАТО и Евросоюзу, но и к привилегированному клубу западных держав — к «семерке» (G7). Винджамури делится кулуарными слухами, что Америка может дезертировать, оставив после себя... G6.

Схожие настроения и по другую сторону Атлантики. «Большинство союзников США , — резюмирует Питер Д. Фивер, — с ужасом восприняли победу Трампа, полагая, что это станет последним гвоздем в крышку гроба традиционного глобального лидерства Америки».

Так состоится ли Трамп как изоляционист и миротворец? Скорее всего, ближе всех к истине Роберт О’Брайен, последний советник Трампа по национальной безопасности. В фундаментальной статье в том же журнале Foreign Affairs, опубликованной в июне 2024 года, с претензией на то, что он знает и ведает «тайный образ мысли» Трампа, О’Брайен сформулировал установки республиканцев на то, как США нужно обходиться с союзниками, врагами и аморфными субъектами международных отношений.

Трамп будет избегать вовлечения в новые вооруженные конфликты за пределами США. В этом контексте можно ожидать, но не впадая в прекраснодушные обольщения, что Вашингтон с января 2025 года предпримет хитроумные ходы, чтобы приостановить войну НАТО против России на исторических русских землях.

Москве предложат заморозку на условиях, которые не позволят коллективному Западу, подрядившемуся на очередной крестовый поход на Восток, выглядеть проигравшим, но позволят США предстать в роли миротворца. Вот как могут разрулить ситуацию, коль скоро НАТО не удается нанести России стратегическое поражение, сообщает The New York Times:


«По мнению специалистов, единственным способом быстро закончить войну было бы вынудить украинцев пойти на невыгодную сделку, прекратив оказывать им военную поддержку и позволив России сохранить за собой примерно 20 процентов территории страны, которую она захватила силой». Это решение, подчеркивает газета, «будет принято в пользу России, президента которой Владимира Путина Трамп однажды назвал „гением“».


Контуры внешней политики Трампа очерчены пока пунктиром. Ясно, что, попытки заморозки натовской агрессии против России будут предприняты. Ясно, что фокус внимания во внешней политике США сместится с Европы на Индо-Тихоокеанский регион. Ясно, что есть желание сохранить контроль за ближневосточными углеводородами.

Также очевидно, что ни изоляционистом, ни миротворцем Трампу не дано войти в историю. Остальное скрыто туманом непредсказуемости, напускаемым умелым импровизатором по наитию.