Клубок антагонистических противоречий на землях древнейших государств в истории (Аккад, Ассирия, Шумер, Элам, Вавилон и т.д.) настолько запутан, что развязать или разрубить все гордиевы узлы в регионе будет не под силу никому — в ближайшие годы
Однако, с учетом углеводородной привлекательности этих земель и на фоне затухания сланцевого бума в самих США, формируемое сейчас федеральное правительство станет активно вторгаться в эту токсичную среду. Разрешение в том или ином формате двух кризисов, в которые непосредственно вовлечены США — на территории бывшей УССР и на Ближнем Востоке —, станут для Трампа приоритетными дипломатическими треками.
14 ноября старо-новый президент США пообещал снять все ограничения и прекратить задержки поставок оружия в Израиль в свой первый день пребывания в должности. Отсюда возникает ряд вопросов. Будет ли решение Трампа прелюдией к более агрессивным действиям израильской армии в секторе Газа, в Ливане и сопредельной Сирии?
Приведет ли патронаж Трампа к очередному раунду насильственной депопуляции Сектора Газа с целью высвобождения палестинских территорий для последующего их освоения еврейскими переселенцами?
И, что не менее важно, не вызовет ли ставка на принцип «Мир через силу», положенный в основу трамповской внешней политики, к повышению градуса взаимной ненависти и вражды в регионе?
После точечного израильского авиаудара по Бейруту 27 сентября 2024 года был убит Хасан Насралла, генеральный секретарь исламистской организации Хезболла. Обезглавливание этой подкармливаемой персами хорошо вооруженной группировки должно было либо вывести ее из игры полностью, либо снизить ее управляемость, как ранее убийство в Тегеране главы политбюро ХАМАС Исмаила Хании.
Ракетные теракты на территории двух суверенных государств, Ирана и Ливана, имели в действительности невысокий коэффициент полезного действия для Израиля. Как указывает Ренад Мансур, эксперт по региону из признанного нежелательным в России Chatham House, финансовые доноры Хезболлы и их семьи, чтобы выйти из-под удара, «транзитом через Сирию переехали на юг Ирака, где группировка своевременно инвестировала в инфраструктуру, землю и жилые комплексы».
«У Израиля не остается иных вариантов, кроме своего рода „тотальной войны“, и он уже пытается вести ее сразу против ХАМАС, Хезболлы, Ирана, Сирии, Йемена и немного Ирака, — отмечает эксперт в статье в журнале Foreign Affairs. — Полностью уничтожить сеть — невыполнимая задача, которая, скорее всего, потребует как минимум разрушения, оккупации и восстановления новых государств там, где находятся эти группировки».
Готовы ли Соединенные Штаты быть финансовым и оружейным спонсором столь масштабной этнической чистки? Какую стратегию в конечном счете выберет Трамп: расшатать или замирить регион?
В этом контексте остается загадкой: с какой целью Илон Маск, превращающийся в «серого кардинала» при Трампе, встречался 11 ноября с постпредом Ирана при ООН Амиром Саидом Иравани? По официальной версии, они обсуждали перспективы разрядки напряженности между Тегераном и Вашингтоном.
Скорее всего, Трамп ищет рычаги влияния на персов, чтобы убедить их в том, что они и сами без него хорошо знают: никому, за исключением пытающегося удержаться у власти Нетаньяху, не нужна полноформатная война, в том числе и Соединенным Штатам.
Вместе с тем логично предположить, что Трамп попытается замирить Тель-Авив и Эр-Рияд, как это он сделал в 2020 году, когда продавил Соглашения Авраама — серию договоренностей о нормализации отношений Израиля с ОАЭ, Бахрейном и Марокко. Можно ожидать хитроумных пасов в адрес Саудовской Аравии для ее подключения к процессу преодоления стародавних обид и предрассудков.
Ожидаемые дипломатические маневры при Трампе укладываются в формально не сданную в архив концепцию Большого Ближнего Востока (ББВ или The Greater Middle East), простирающегося от Северной Африки до границ Индии и России. Переформатирование обширнейшего региона, по замыслу Вашингтона, должно состояться при непременном условии, что верховным прокуратором ББВ станут США, а сам альянс будет служить негласным противовесом Ирану, но без единой военной составляющей.
«В то время, как он пообещал позволить Израилю выиграть свои войны, —подчеркивает Джоэл Б. Поллак, старший редактор Breitbart News, — Трамп настаивал и на прекращении этих войн с помощью дипломатии, если это возможно, придерживаясь такой же двойной стратегии, которая привела к Соглашениям Авраама в его первый срок».
Схожий прогноз находим у аналитика Акхила Кумара в его комментариях для Middle East Monitor (MEMO), некоммерческой организации по мониторингу медиа и лоббистской группы, занимающейся израильско-палестинским конфликтом.
Политика Трампа, по прогнозу Кумара, будет включать в себя напористые меры противодействия тому, что видится как угрозы со стороны Ирана, решительную поддержку Израиля в вопросах безопасности и весьма вероятное продолжение усилий по расширению участников Соглашений Авраама, направленных на нормализацию обстановки в регионе«.
Вместе с тем Акхил Кумар отмечает, что ставка Трампа на силовое разрешение противоречий в регионе с одновременным пренебрежением гуманитарными аспектами «может ограничить его способность взаимодействовать со странами, которые выступают за права палестинцев и мир на основе переговоров».
Известно, что Трамп презирает Организацию Объединенных Наций всеми фибрами своей американской души. Иначе бы он учитывал статистику, собранную комитетом ООН по правам человека: почти 70% погибших в секторе Газа составляют женщины и дети, а 80% погибших в анклаве мирных жителей нашли свою смерть в жилых домах.
Трамп не принимал в расчет ни права человека, ни реакцию мирового сообщества, когда дал согласие на убийство иранского генерала Касема Сулеймани из КСИР. Новый белый вождь коллективного Запада, по мнению Рэя Такейха, старшего научного сотрудника Совета по международным отношениям, убежден в том, что «только Америка, которая стоит в окружении союзников и четко проводит красные линии, может предотвратить появление грибовидного облака над и без того неспокойным Ближним Востоком».
Автократический стиль мышления Трампа подмечен верно. Но стоит представить такую гипотетическую ситуацию. Израилю удалось уговорить Египет и Иорданию разместить у себя более двух миллионов палестинцев, ныне проживающих в Сектора Газа. Тема жертв этого арабского холокоста не прозвучит из уст Трампа. Зато он охотно благословит своего зятя, Джареда Кушнера, крупнейшего агента по недвижимости в Нью-Йорке (на многих небоскребах на Манхеттене висит реклама Kushner Management), на застройку очищенных от прежних жителей городских земель.
Просчитывая ходы будущей администрации США, в том числе на Ближнем Востоке, нельзя не учитывать, что Трамп мыслит не столько как политик, сколько как бизнесмен. Он умеет считать деньги и сильно огорчается, если ушел в минус или упустил выгоду. Дипломатия при Трампе будет опираться на бухгалтерскую книгу.