Во время председательства в ЕС Варшава, похоже, озаботится не столько проблемами Старого Света, сколько острыми вопросами собственной региональной политики
С 1 января Венгрия передаст полякам «европейский руль»: Польша на ближайшие полгода (до 30 июня) будет председательствовать в Совете Европы. Нынешняя шляхта уже начала активно готовиться к исполнению почетной обязанности. При этом Варшава попытается не только усилить свое влияние в блоке, но и попробовать решить непростые проблемы в своем географическом окружении.
«На посту председателя ЕС мы будем стараться не только удержать Украину высоко на повестке Евросоюза, но также намерены мобилизовать наших партнеров для наложения дополнительных санкций на Российскую Федерацию», — заявил глава МИД Радослав Сикорский.
При этом он упомянул так называемый «теневой нефтяной флот России», с помощью которого Москва, по его словам, успешно обходит ограничения. Эта тема может найти отражение в 15-м пакете антироссийских санкций, введение которого Польша планирует инициировать в ближайшие месяцы.
Для сведения: на Западе полагают, что к «теневому флоту», содействующему экспорту российской нефти, относятся около 600 судов, плавающих под различными флагами. Это примерно 10% от общего мирового количества крупных танкеров.
Несколько дней назад премьер Дональд Туск предложил коллегам из прибалтийских стран и Северной Европы создать «для защиты от российской угрозы» полицейскую миссию патрулирования Балтийского моря по типу натовской Air Policing. Но не в воздухе, а по морю.
Опять же для понимания: Air Policing — программа альянса, которая предполагает защиту воздушного пространства Латвии, Литвы и Эстонии. Она проводится с 2004 года. В ней задействованы польские истребители и экипажи.
В ходе недавнего визита в Армению президент Дуда заявил, что во время председательства его страна будет стремиться возродить программу «Восточное партнерство».
«Также имеется очень интересная идея, можно сказать, восстановления в каком-то виде „Восточного партнерства“ и поиска для него новой формулы в связи с меняющейся политической ситуацией», — уточнил он.
Кто не помнит, это затухающая совместная инициатива ЕС и шести партнеров: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины. Программа была инициирована министрами иностранных дел Швеции и Польши в мае 2008-го, в декабре того же года ее одобрили лидеры стран Евросоюза. Официально «Восточное партнерство» было запущено 7 мая 2009 года. В июне 2021-го Минск заявил о приостановке своего участия в связи с введенными Евросоюзом в отношении него ограничительными мерами и заморозкой реализации европейских программ, направленных на развитие сотрудничества с республикой.
Украинская тема — особая для Варшавы. На этом треке не все ладится, есть спорные и пока нерешенные проблемы. Чтобы их хоть как-то утрясти, в Варшаву 26 ноября примчался главный дипломат незалежной Андрей Сибига.
Как заявил после беседы Сикорский, переговоры о вступлении Украины в ЕС будут трудными из-за «таких чувствительных вопросов, как транспорт и сельское хозяйство». Но, несмотря на это, Варшава пообещала использовать свое председательство, чтобы «максимально ускорить процесс настолько, насколько позволяет принятая в ЕС методология». Блокирующей может стать ситуация с нежеланием Киева разрешить эксгумацию останков жертв Волынской резни, которую украинский Институт национальной памяти приостановил в 2017 году.
Однако после общения с дипломатическим представителем Киева Сикорский с удовлетворением сообщил, что лед все же тронулся.
«Вы скоро увидите текст заявления, о котором мы договорились. В нем вы найдете следующие слова, цитирую: „Украина подтверждает, что нет никаких препятствий для проведения польскими государственными институтами и частными субъектами при взаимодействии с компетентными украинскими структурами поисковых работ и эксгумаций на территории Украины в соответствии с украинским законодательством, а также заявляет о готовности давать положительные ответы при рассмотрении заявок по этим вопросам“», — отметил он.
Напомню, что в 1942–1943 годах на территории Западной Украины по приказу националистов из ОУН-УПА (признана экстремистской и запрещена в России) были в массовом порядке уничтожены этнические поляки, которые проживали на территории современной Волынской области. Количество жертв, по оценкам историков, — от 50 до 100 тыс. человек. В 2016 году сейм Польши признал Волынскую резню геноцидом. В августа, после очередного запрета Киева производить эксгумацию, глава польского Минобороны Владислав Косиняк-Камыш заявил, что Варшава станет блокировать вступление Украины в ЕС, пока разрешение не будет получено. Его позицию поддержал премьер Туск.
Пока мы можем лишь констатировать, что Варшава активно начала подготовку к предстоящему лидерству в блоке. Но она ограничивается кругом региональных проблем. Своя рубашка, конечно, ближе к телу, но в Брюсселе хотели бы побольше общеевропейских инициатив.
Сами же рядовые поляки настороженно смотрят в западном направлении. Примечателен недавний опрос фонда THINК о перспективе введения евро в стране. Почитай каждый второй (48%) высказался против. Поддержали переход на эту валюту лишь 23% опрошенных. Скептики опасаются, что с приходом евро вырастут цены и снизится ВВП.