Республика Корея не захотела жить при диктатуре

7 декабря парламент Южной Кореи не смог объявить импичмент президенту Юн Сок Елю, попытавшему ввести военное положение. Но дни его на этом посту сочтены

foto

Юн Сок Ель. Фото: Flickr

«За» проголосовали все 190 оппозиционных депутата. Фракция партии «Сила народа», к которой принадлежит и сам президент, в голосовании участия не принимала. Ее депутаты покинули зал парламента после постановки на голосование вопроса о расследовании коррупции, в которой обвиняют супругу президента. Как передают южнокорейские СМИ, здание парламента было окружено сотнями тысяч людей, требовавших отставки президента.

И рано или поздно президенту придется покинуть свой пост, поскольку оппозиция против него нарастает. И для него это было бы самым лучшим исходом, хотя, видимо, сейчас он этого не понимает или не хочет понять. 6 декабря стало известно, что полиция Южной Кореи начала расследование в отношении Юн Сок Еля. И это только начало. Его обвиняют в попытке мятежа в связи с введением им военного положения.

А дело было так. 2 декабря вечером лидер Южной Кореи заявил, что вводит военное положение, объяснив это засильем просеверокорейских сил и угрозой конституционному строю. На самом деле это скорее всего был эмоциональный жест президента, обусловленный крайним обострением его отношений с оппозицией и провалом его варианта бюджета страны. С точки зрения российского наблюдателя, политический кризис может показаться внезапным, однако напряжение нарастало подспудно. Дело в том, что оппозиция располагает в парламенте большинством и может проводить нужные ей законы, но не в состоянии преодолеть вето президента. Такая ситуация все время вынуждала стороны договариваться, что было делом непростым. При этом оппозиция уже угрожала Юн Сок Елю импичментом, а президент — военным положением. Но ранее у обеих сторон не было для этого законных оснований и достаточной поддержки в обществе. И вот президент решился действовать первым, на свой страх и риск.

В рамках военного положения власть была временно передана генералу Пак Ан Су, начальнику штаба Сухопутных войск страны. Он объявил о приостановке деятельности парламента Южной Кореи, контроле над работой всех СМИ и запрете уличных протестов и демонстраций.

Минобороны страны приказало армии быть готовой к отражению чрезвычайных ситуаций, военнослужащим запаса выйти на службу. После этого к парламенту направили силы спецназа, которые пытались не пустить депутатов в здание. Однако народные избранники все-таки просочились внутрь и проголосовали за отмену военного положения. Позже аналогичное решение приняло и правительство РК. Этому способствовала шоковая реакция в обществе на действия президента, которые посчитали неадекватными.

Согласно последнему соцопросу, рейтинг президента Юн Сок Еля составил 25%, у «Силы народа» (к ней принадлежит и президент Юн) — 32,3%, у оппозиционной Демократической партии — 45,2%. При этом лидер консервативной партии «Сила народа» Хан Дон Хун назвал введение военного положения «неправильным». По законам РК военное положение должно быть отменено, если за это проголосует большинство депутатов. Так и случилось, несмотря на формальную приостановку работы парламента. Против военного положения проголосовали и все присутствовавшие представители «Силы народа». И даже мэр Сеула (тоже консерватор) О Се Хун, выступил с однозначным осуждением выходки президента. В результате военное положение продержалось чуть менее шести часов.

Если посмотреть глубже, то можно сделать вывод о том, что даже у военных не было достаточной решимости, чтобы жестко реализовать это положение. В целом же южнокорейское общество, в котором глубоко укоренились демократические традиции, не готово к возвращению в прошлый век, когда страной правили с помощью военной диктатуры. Народу памятны расправы военных с несогласными в Кванджу в 1980 году, когда погибли 200 человек. А военные, на которых была возложена власть, не забыли о судьбе знаменитого южнокорейского диктатора Пак Чжон Хи, который в 1972 года ввел военное положение, распустил парламент и политические партии, приостановил действие Конституции, а в 1979 года был убит в результате покушения.

После провала президента Юна в наступление пошла оппозиция. Главная оппозиционная Демократическая партия (ДП) в среду потребовала от Юн Сок Ёля немедленно уйти в отставку. А если он этого не сделает, то грозилась начать процедуру импичмента, что и произошло. «Объявление Юном военного положения является явным нарушением Конституции», — говорилось в заявлении ДП, а также подчеркивалось, что Юн не выполнил ни одно из требований по объявлению военного положения. «Это серьезный акт мятежа и прекрасный повод для импичмента. Всему народу было ясно, что президент Юн больше не может нормально управлять страной. Он должен уйти в отставку», — говорилось в заявлении лидера фракции ДП в парламенте Пак Чан Дэ.

Нужно учитывать и то, что один из лидеров южнокорейской оппозиции и лидер ДП, имеющей большинство в парламенте, Ли Чжэ Мен проиграл нынешнему президенту Юну в ходе последних президентских выборов меньше процента. И этот Ли, как говорят южнокорейские политологи, является ярым противником Юна. После голосования 7 декабря Ли поклялся, что добьется импичмента президента любой ценой.

Правда, правящая партия, однозначно осудив действия Юн Сок Ёля, заявила, что импичмент она все равно не поддерживает. Для импичмента необходимо 200 голосов, и оппозиция в полном составе проголосовала за импичмент, но это 190 депутатов. Однако, если Юн сам под давлением в том числе и его партии не покинет свой пост, существует большая вероятность того, что с десяток депутатов от правящей партии перейдут на сторону оппозиции. В любом случае попытки проголосовать за импичмент повторятся. В конце концов, опрос, проведенный 5 декабря, показал: идею импичмента поддерживают 73,6% южнокорейцев (а среди молодежи — 86,8%).

Накануне голосования в парламенте президент Южной Кореи Юн Сок Ёль выступил с обращением к нации. Он извинился за введение военного положения, заявил, что готов понести ответственность, и пообещал не принимать такое решение во второй раз. Рано или поздно, все произойдет, поскольку лидер «Силы народа» Хан Дон Хун заявил о неизбежной отставке президента. Он объяснил изменение позиции новой информацией о поведении президента Юна, который, по мнению Хана, «может использовать власть в опасном направлении». Оказывается, после объявления военного положения президент Юн Сок Ёль дал указание командованию военной контрразведки арестовывать ведущих политиков, назвав их «антигосударственными силами». Также стало известно, что спецназ в ночь объявления военного положения занял не только парламент, но и Центризбирком. Предлогом была названа необходимость расследования подозрений в нарушениях в ходе недавних выборов. Кроме того, как сообщает информационное агентство «Ренхап», военные пытались арестовать лидера оппозиции Ли Чжэ Мена.

Так что, несмотря на то, что попытка объявить импичмент 7 декабря не увенчалась успехом, судьба Юна незавидна. В южнокорейской политической традиции — жестко расправляться с неадекватными лидерами. Президенты Южной Кореи нередко заканчивали свою политическую карьеру печально. С начала века один глава государства, причем женщина, была подвергнута импичменту и села в тюрьму на 24 года, один экс-президент был осужден на 17-летний срок, еще один покончил жизнь самоубийством.

Как считается, результаты внеочередных выборов главы государства, которые после этого объявят, предсказуемы: их выиграет находящаяся сейчас в оппозиции Демократическая партия. И, скорее всего, победит Ли Чжэ Мен. Но это вряд ли приведет к радикальным переменам во внешней политике РК, вокруг которой в южнокорейской элите в целом есть консенсус. Руководство страны, как и раньше будет ориентироваться на США, хотя на российском и северокорейском направлении может проявиться и некоторая самостоятельность с учетом прихода в Белый дом Дональда Трампа.