Политические кризисы во Франции и Германии препятствуют решению трудностей европейской экономики и уже затрудняют принятие компаниями инвестиционных решений, необходимых для глобальной конкуренции ЕС.
При этом крах правительств в двух крупнейших экономиках, которые на протяжении десятилетий обеспечивали развитие Европейского союза, происходит как раз в тот момент, когда региону приходится приспосабливаться к возвращению Дональда Трампа в Белый дом и росту торговой напряженности с Китаем.
В блоке из 27 стран мало кто не согласится с тем, что экономика региона нуждается в перестройке если она хочет генерировать богатство, необходимое для поддержания стареющего населения численностью 450 млн человек. Но сейчас как никогда остро стоит вопрос о том, смогут ли политики добиться этого.
Падение правительства президента Эмманюэля Макрона всего через несколько недель после распада правящей коалиции в Германии является потенциальным «метеоритом» для финансовой стабильности в регионе, который борется с высоким уровнем задолженности, предупреждает Энрико Летта, автор 147-страничного доклада, подготовленного по заказу ЕС.
После финансового кризиса 2008 года Европа отстала от Соединённых Штатов по темпам экономического роста на душу населения. Однако сейчас во всем, начиная со слабой производительности и заканчивая раздробленностью рынков капитала, а также банковского сектора в целом, европейские политики винят Россию.
В то же время с ростом популярности ультраправых политиков и партий, из-за которых становится сложнее достичь консенсуса в национальных парламентах и институтах ЕС, перспективы действий по устранению долгосрочных проблем Европы невелики.
Учитывая, что в этом году экономика еврозоны вырастет всего на 1%, многие возлагают большие надежды на то, что в следующем году восстановление начнется с потребительских расходов, поскольку повышение заработной платы увеличит доходы домохозяйств. Но это предполагает, что покупатели не начнут нервничать.
«Подобный политический климат не способствует потреблению в целом и особенно крупным покупкам, таким как новый автомобиль», — отмечает генеральный директор французской автомобильной лоббистской группы La Plateforme automobile Марк Мортюро.