«Альтернатива» страхуется от произвола

В Германии перед досрочными выборами предпринимаются попытки исключить из политического процесса вторую по рейтингу партию — фаворита восточных земель

foto

Фото: Flickr

Руководство партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) заявило, что еще до досрочных парламентских выборов, намеченных на 23 февраля, намерено распустить свою организацию «Молодая альтернатива» (МА). Ожидается, что это решение будет одобрено на партийном съезде, который пройдет 11-12 января в саксонском городе Риза. Тогда же планируется оформить создание новой структуры, которая заменит МА.

С чего бы это АдГ столь решительно ополчилась на своего «блудного сына»? Давайте разберемся.

С марта 2022 года головная «Альтернатива», в составе которой немало «русских немцев» (переселенцев из бывшего СССР), находится под официальным «подозрением в экстремизме» и, в этой связи, под наблюдением Федерального ведомства по охране конституции (BfV). Это как бы начальная стадия контроля. Контрразведка признала саксонское отделение партии «правоэкстремистским». Ранее подобная мера была принята в отношении представительств АдГ еще в двух восточных землях — Тюрингии и Саксонии-Анхальт.

В BfV отметили, что проводившаяся несколько лет юридическая экспертиза показала, будто саксонское отделение, которое выступает против поставок оружия Киеву и за переговоры по Украине, «несомненно преследует антиконституционные цели». Более того: члены этой ячейки требуют отставки правительства.

Контрразведчики уточнили, что принятое решение «позволит властям расширить арсенал средств слежки за ультраправыми». Необходимо пояснить, что по немецким понятиям означает такая достаточно жесткая формулировка. На самом деле, это первый шаг к началу углубленной разработки политической организации, конечная цель которой — запрет. Не за горами следующий этап, который в переводе с оперативной лексики означает «проверку подозрений». Его особенность в том, что спецслужба получает право задействовать по объекту весь свой арсенал — агентуру, прослушку, наружное наблюдение.

Еще хуже обстоят дела с «Молодой альтернативой». В апреле прошлого года контрразведка, которая ведет пристальное наблюдение за МА уже пять лет, отнесла ее к числу организаций «определенно правоэкстремистской направленности». Тот же статус имеют представительства «младо-альтернативщиков» в четырех из пяти восточных землях — Бранденбурге, Тюрингии, Саксонии и Саксонии-Анхальт.

Спецслужба сомневается в готовности членов и сторонников МА соблюдать конституцию. BfV зафиксировала многочисленные случаи распространения со стороны горячей альтернативной молодежи клеветы и порочащих сведений о политических противниках, а также о немецком государстве и его официальных представителях. Поэтому ведомство сделало вывод, что членов и симпатизирующих этой организации интересует не столько предметная дискуссия по имеющимся проблемам, сколько дискредитация демократических устоев ФРГ.

Тут необходимо пояснение. Согласно последним опросам, рейтинг АдГ на федеральном уровне, причем в Берлине ее шельмуют и от нее воротят нос другие партии, составляет примерно 18%. При этом у социал-демократов канцлера Олафа Шольца — всего 15%. В сентябре всю Германию всколыхнул «восточный шторм», который в итоге и привел к распаду «Светофора» — правящей коалиции в составе социал-демократов, «зеленых» и либералов. В трех восточных землях на выборах в ландтаги АдГ добилась впечатляющих успехов: победила в Тюрингии (32,8%), заняла вторые места в Саксонии (30,6%) и Бранденбурге (29,23%). Однако ее представители не были приглашены в состав коалиционных правительств, хотя и получили в парламентах Тюрингии и Бранденбурга так называемое блокирующее меньшинство. Это означает, что крайне правые смогут отвергать резолюции, для принятия которых требуется большинство в две трети голосов. Например, при выборе судей конституционного суда или проведении конституционных поправок.

То есть в ФРГ действует против АдГ тотальный игнор, который вполне может усилиться перед досрочными выборами в парламент. Вот она какая, демократия по-немецки...

В середине ноября 113 депутатов из различных фракций внесли на рассмотрение бундестага ходатайство о запрете АдГ. Большинство из них являются представителями «зеленых», но есть по несколько слуг народа из других партий. Они настаивают, что деятельность «Альтернативы» не соответствует статье 21 Основного закона и требуют, чтобы с этим разобрался Федеральный конституционный суд. Ясно, что этих голосов не хватит для утверждения инициативы (всего в бундестаге более 700 законодателей), но, как говорится, тенденция обозначена.

Кстати, Шольц высказался против начала процедуры запрета АдГ, но при этом заметил, что контрразведка должна продолжить наблюдение за партией и сбор материалов. У него свой интерес. Если бы на «Альтернативе» перед досрочными выборами был поставлен крест, то часть ее избирателей перекочевала бы к оппозиционному консервативному блоку ХДС/ХСС, который и так по опросам лидирует с большим отрывом (32%). Если бы выборы прошли сейчас, то все партии, входившие в коалицию «Светофор», набрали бы меньше 30%. При этом либералы вообще могут пролететь мимо бундестага. Они пока имеют 4,5%, что меньше пятипроцентного барьера для прохождения в парламент. Так что сохранить «громоотвод» в виде АдГ для канцлера и его СДПГ— дело важное.

И все же «Альтернатива» на федеральном уровне решила перед важным голосованием избавиться от неконституционного «балласта» в виде нынешней МА, чтобы обезопасить себя от нападок. Не исключено, правда, что решение о роспуске принято по взаимной договоренности. А на предстоящем съезде произойдет просто замена «вывески». Контрразведке понадобится немало времени, чтобы присмотреться к новой молодежной организации. А пока их старшие товарищи будут спокойно выстраивать свою линию на изменяющемся в правом направлении федеральном политическом паркете.

Ах, да, самое любопытное: станет ли АдГ после «очищения» привлекательной для консервативного блока в качестве возможного коалиционного партнера? Чисто арифметически выглядит заманчиво: 32% ХДС/ХСС плюс 18% «Альтернативы» это 50%, равно — правительственный альянс. Мой ответ на такие расчеты отрицательный. А там как получится. В политике случается всякое.