Шольц намерен «зажечь»

Кто предпочтительнее для бундесбюргеров — «канцлер мира» или «канцлер войны»?

foto

Фото: Flickr

В середине прошлой недели канцлер Олаф Шольц заявил, что в соответствии со статьей 68 Основного закона (Конституции) направил председателю бундестага заявку по поводу вынесение на голосование вотума о доверии. Сегодня, 16 декабря пройдут дебаты в парламенте. Ожидаемый результат — негативный. Поэтому досрочные выборы, скорее всего, состоятся не осенью, а 23 февраля.

Шольц в последних интервью говорит, демонстрируя непоколебимую уверенность, что снова сможет занять пост главы правительства. А что ему остается делать? СДПГ утвердила его в качестве кандидата в канцлеры, а предвыборная схватка уже по сути идет.


«На самом деле я с каждой минутой, с каждым часом, с каждым днем, с каждой неделей все больше увлекаюсь борьбой, и я хочу зажечь», — подчеркнул он.


Пока же все расклады выглядят в пользу его конкурента Фридриха Мерца, представляющего оппозиционный блок ХДС/ХСС. Рейтинг консерваторов в настоящее время колеблется на уровне 30-32%, у СДПГ — 15-17%. Напомню при этом, что канцлера избирают не прямым голосованием, а депутаты парламента.

Политический барометр все отчетливее указывает на перспективу формирования «большой коалиции», в которой социал-демократам уготована роль «младшего брата».

Однако Шольц, опытный боец, решительно повысил ставки. Он объявил, что не намерен занимать пост вице-канцлера, если победит Мерц и позовет СДПГ в правительственный альянс. Канцлер напомнил, что на прошлых выборах (в 2021 году) скептики утверждали, что у него нет шансов на успех, но он, вопреки их прогнозам, все же стал главой кабинета.

Замечу, что Шольц — образцовый аппаратчик. Сейчас такой момент, что действительно необходимо «зажигать», иначе избиратели почувствуют его слабость и сделают партии ручкой. А вот как все будет проистекать после выборов, — это другой тактический уровень.

Действующий глава правительства меньшинства, похоже, уже выбрал свою предвыборную линию. Он надеется набирать очки, разыгрывая карту «канцлера мира». Поясним: не эскалации украинского кризиса, а с курсом на умиротворение.

Шольц в конце ноября провел «неприятный», по его словам, телефонный разговор с президентом РФ Владимиром Путиным, причем категорически отверг обвинения, что сделал это ради рейтинга.


«Я думаю, граждане относятся к этому более серьезно. Они считают, что это нужно делать. И я продолжу делать это, <...> потому что представляю эту страну в Европе и мире, и должен позаботиться о том, чтобы мы действовали очень ответственно, когда речь идет о мире и безопасности», — подчеркнул канцлер, анонсировав новый возможный раунд телефонных переговоров с российским лидером.


Мерц, кстати, практически сразу заявил, что и он не прочь поговорить с хозяином Кремля. И грозил было предъявить ему ультиматум с требованием прекратить войну, но потом заметно смягчил риторику.

Шольц же продолжил свою линию и 2 декабря нагрянул в Киев. Два с половиной года он туда под разными предлогами отказывался ехать, в отличие от своей соратницы по «Светофору» Анналены Бербок («зеленые»), которая наведывалась в Киев за это время аж восемь (!) раз. А тут резко сподобился. Прибыл он не с традиционным затертым кожаным портфелем, с которым путешествует по свету (это уже мем), а с огромным пластиковым чемоданом серебристого цвета. В немецких СМИ до сих пор гадают, что канцлер в нем привез. Собственно, эта тема и является главной в Берлине, если суммировать итоги его вояжа в незалежную. Визит принес только фото с «гетманом» киевского режима и заверения в предоставлении анонсированной ранее военной помощи. Дальнобойных ракет канцлер не дал, свой запрет на удары вглубь российской территории не снял, ускоренное вступление самостийной в НАТО, на что надеялся Зеленский, отверг. Основной вывод немецких аналитиков: он примчался в Киев, чтобы опередить Мерца, которого позвал в гости «просроченный» президент.

Кандидат в канцлеры от блока ХДС/ХСС добрался до украинской столицы неделей позже (9 декабря). Он пообещал (если победит) поставить ракеты Taurus и расчистить дорогу Украине в НАТО. То есть Мерц отчетливо заявил о себе как о «канцлере войны».

Обращу особое внимание: Шольц грамотно отбирает у конкурента в свой «огород» избранного президента Дональда Трампа, который выступает не за эскалацию украинского кризиса, а за мирную «сделку».

Какой тренд больше подходит бундесбюргерам? Возможны варианты. Но Шольц точно поймал перспективную волну: большая часть немцев против продолжения войны. В результате (по рейтингу) канцлер быстро стал нагонять своего соперника. Ранее он опустился на последнее место в первой десятке ведущих политиков ФРГ. Но, по последним соцзамерам, картина изменилась: 22% опрошенных проголосовали бы за Шольца на прямых выборах канцлера, что на семь процентных пунктов больше, чем в конце ноября. Мерца выбрали бы 30% (минус один пункт). Есть и другая любопытная статистика. На вопрос о том, кого бы респонденты хотели видеть во главе правительства из двух основных кандидатов, выбор был таким: за Шольца — 33% (на шесть пунктов больше, чем ранее), за лидера ХДС — только 35% (симпатии подросли всего на один пункт).

После нынешнего голосования в бундестаге по вотуму доверия избирательная кампания стартует уже официально. Нас ждет много интересного. Позиции основных конкурентов наверняка будут корректироваться.