РФ-КНР: санкции торговле не помеха

Объем торгового оборота между двумя странами продолжает бурно расти и может достичь $ 200 млрд уже в нынешнем году.

Агентство Bloomberg с некоторой тревогой проинформировало мир о том, что российско-китайская торговля растет ускоренными темпами. Со ссылкой на данные китайской таможни американцы сообщают, что товарооборот Китая и России за семь месяцев текущего года вырос на 29% и достиг $97,71 млрд.

Следует заметить, что в связи с санкциями Россия ограничила публикацию данных о внешней торговле. Но главному таможенному управлению КНР можно доверять. Тем более, что Китай, отнюдь не стремящийся попасть под дополнительные ограничения со стороны Запада, лишнего говорить не будет. Однако подтверждение данной тенденции мы находим и с российской стороны. «С Китаем у нас в 2021 году был товарооборот порядка 140 миллиардов долларов. В этом году он растет колоссальными темпами. У нас выстроена за последние 20 с лишним лет комплексная система двусторонних связей самых разных уровней – от высшего до регионального в различных сферах и секторах», – сообщает директор департамента экономического сотрудничества МИД РФ Дмитрий Биричевский.

Насчет колоссальных темпов это, возможно, некоторое преувеличение. Но динамика прошлого года, по-видимому, сохранится. И это противоречит установкам Вашингтона, который требует от Пекина прекратить торговые отношения с Россией. Китай на это ответил жестко: не лезьте в наши дела с третьими странами. Нашу торговлю с Россией мы будем развивать, исходя из взаимных интересов двух стран, а не инструкций госдепа и минфина США. И вот воплощение этих заявлений.

По итогам 2021 года товарооборот между РФ и Китаем вырос на 35,8% и составил рекордные 146,887 миллиарда долларов. Это означает, что у нас реально происходит разворот на Восток, о котором там много говорили. Следует заметить, что этот разворот во многом вынужденный. Что касается США, то они и не собирались с нами всерьез торговать и экономически взаимодействовать. Их помощь новой России заключалась в основном в советах, как строить демократию по их образцу. А вот Евросоюз добровольно (в угоду США) свернул взаимовыгодное сотрудничество, надеясь нанести максимальный ущерб российской экономике и гражданам России. Образовавшийся вакуум во многих импортных сферах, постепенно заполняют другие поставщики, в первую очередь китайские.

У России и Китая – большие заделы на будущее сотрудничество, считает президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. По его мнению, Китай не поддался на нажим с американской стороны и продолжает развивать торгово-экономическое сотрудничество с Россией. За расширением торговли последуют инвестиции.

«Мы ожидаем приход и локализацию китайских предприятий в следующем году. Это будут инвестиции, в первую очередь, в предприятия ушедших американских и европейских брендов», – заявил Манкевич

Правда, официальные данные говорят о том, что китайский экспорт в нашу страну растет не столь быстро, как российский в Китай (рост на 48,8%, до $61,45 млрд). За 7 месяцев поставки из КНР увеличились всего на 5 процентов. Китай будто замер, оценивая ситуацию, обдумывая варианты. Китайцы прагматики, они осторожничают. Крупные глобальные китайские компании, типа «Хуавэй», которые торгуют по всему миру и в первую очередь с ЕС и США, не собираются рвать на себе рубашку, чтобы «помочь» России. Вообще этот термин в данном случае неуместен. Они будут искать баланс между рисками вторичных санкций и выгодой. Но не откажут себе в удовольствии воспользоваться схемами (которые, как говорят, сейчас активно разрабатываются) обхода санкций. А вот малый и средний бизнес не упустит свою выгоду. Дело за нами, чтобы предложить наилучшие условия, научиться работать с непростыми китайскими партнерами. Хотя, конечно, наш рынок, десятилетия ориентировавшийся на Запад, сохраняет инерцию и с определенной долей скепсиса смотрит на Китай. Но жизнь заставляет изменять подходы.

Как мы помним, товарооборот между Россией и Китаем в 100 млрд долларов США был достигнут в 2018 году. Тогда же лидеры двух стран поставили задачу удвоить товарооборот между двумя странами, доведя его до 200 миллиардов к 2024 году. Сейчас речь идет о том, чтобы достичь этого рубежа уже к концу нынешнего – началу следующего года.

В июне заместитель министра иностранных дел РФ Игорь Моргулов (куратор китайского направления) заявил, что этот рубеж может быть достигнут раньше намеченного срока, уже к концу 2022 года. И это будет означать, что за 4 года торговля между РФ и КНР удвоилась. Теперь уже заговорили о $ 250 млрд к 2024 году.

Резервы для этого, несомненно, есть. Общий внешнеторговый оборот КНР за те же семь месяцев превысил 3,6 трлн долларов США. Наши с Китаем $ 97 млрд тонут в этом море китайской внешней торговли. Только за июль Китай наторговал со всем миром на 564,66 млрд. долларов. Но радует то, что рост нашей двусторонней торговли (29 %) по-прежнему значительно превышает динамику общего товарооборота Китая – 10,4 %. Правда, это увеличение нашей двусторонней торговли обеспечено в большей мере ростом российского экспорта в Китай, а в нем львиную долю занимают энергоресурсы, к тому же подорожавшие. В мае РФ вышла на первое место по объему поставок нефти в КНР, обогнав Саудовскую Аравию. Объем экспорта составил 8,42 млн тонн, или 1,98 миллиона баррелей в сутки, – это на 55% больше, чем в мае 2021 года. Согласно отчету «Газпрома», за шесть месяцев 2022 года поставки трубопроводного газа в КНР выросли на 63,4%, составив 7,5 млрд кубометров. В июне началось строительство второй ветки газопровода, который сможет экспортировать в Китай до 10 млрд кубометров газа в год.

Постепенно растет экспорт в КНР российского продовольствия и других несырьевых товаров. С 1 августа начались объемные поставки российского зерна. Но главный резерв роста нашей двусторонней торговли – увеличение экспорта китайской промышленной продукции. У нас надеются на то, что в условиях санкций и ограничений в торговле со странами ЕС и США Китай предоставит прежде всего оборудование и технологии, а также ту номенклатуру товаров широкого потребления, которая поступала к нам из Европы. Пока же, видимо, этого не происходит. Обе страны адаптируются в новых условиях.

Крупные китайские компании были бы заинтересованы сотрудничать с Россией, но опасаются вторичных санкций и боятся потерять немалые прибыли на западных рынках, которые на порядок выше, чем возможный профит на российском направлении. Эти компании ориентированы на большие объемы, российский рынок для них порой маловат. Для реализации их бизнес-моделей им потребуются большие доли рынка. Не исключено, что китайские компании ищут наиболее оптимальные в нынешних условиях варианты ведения бизнеса в России.

России придется поработать и над устранением других, существовавших и раньше, препятствий для развития торговли: административные барьеры, сложность налогового законодательства, бесконечные проверки бизнеса, уголовное преследование, коррупция. Тогда к нам придет китайский малый и средний бизнес.

Несмотря на все усилия, объективно остается проблема расчета в национальных валютах, которая обострилась с введенными валютными ограничениями. Крупный китайский бизнес, торгующий со всем миром, как и раньше опирается на расчеты в свободно-конвертируемых валютах. Сейчас заговорили о создании неких расчетных валют в рамках крупных объединений государств, например БРИКС или ЕЭК. Но пока до практической реализации этих идей дело не доходит.

Предстоит расшить и узкие места с логистикой. Пограничные переходы РФ-КНР хоть и расширяются, но пока еще не отвечают задачам расширения товарооборота. Тем не менее, эта проблема решается. С февраля между странами появилось несколько новых маршрутов доставки товаров. 10 июня открылся первый российско-китайский автомобильный мост: он соединяет Амурскую область и провинцию Хэйлунцзян. Новый маршрут сокращает дорогу из Благовещенска в Хэйхэ на 300 километров, его пропускная способность – 900 грузовиков в сутки. Перевозчик Fesco запустил два контейнерных поезда из Китая в Россию. Этими маршрутами доставляются комплектующие для электроники, строительные материалы, бытовая техника, одежда и обувь.

Тем не менее, резко вырос экспорт в Россию китайских смартфонов. Если за первое полугодие 2021 года в нашей стране были проданы 486 тысяч смартфонов Realme, то в 2022 году их количество выросло до 1,1 млн.

Российские автоперевозчики переориентировались на китайскую технику. Доля китайских грузовиков на российском рынке в июне достигла 31%, а за половину июля выросла до 44%. На российский рынок легковых автомобилей вышел бренд Omoda и готовится выйти флагман китайского автомобилестроения Hongqi. В ближайшем будущем должны появиться внедорожники Tank, а в 2023 году автомобили начнет продавать Voyah. Уже сейчас доля китайских новых легковых автомобилей на российском рынке достигла 80 процентов.

Посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, комментируя увеличение товарооборота между двумя странами на треть по итогам семи месяцев текущего года, сказал: «Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество демонстрирует прекрасные результаты и устойчивое развитие, несмотря на испытания, связанные с пандемией, глобальным экономическим спадом и сложной международной и региональной обстановкой. В условиях финансовых и логистических ограничений достигнуть таких результатов было непросто. Уверен, что объем двусторонней торговли по итогам года достигнет нового рекордного уровня и будет устойчиво продвигаться к цели в 200 миллиардов долларов, которую поставили главы наших государств».

«Китай продолжит увеличивать расчеты в национальных валютах в торговле с Россией. Китай готов в полной мере задействовать соответствующую финансовую инфраструктуру и финансовые институты, чтобы обеспечить стабильное развитие двусторонней торговли», – говорит посол Чжан Ханьхуэй. По его данным, доля юаня в расчетах между КНР и РФ увеличилась с 3,1% в 2014 году до 17,9% в 2021 году и продолжает расти. «Роль нацвалюты как платежного средства постепенно укрепляется, снижая валютные риски предприятий и экономя затраты на обменный курс», – уверен Чжан Ханьхуэй.

Посол напомнил, что в феврале этого года председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин подписали «Дорожную карту по высококачественному развитию российско-китайской торговли товарами и услугами». И стороны успешно реализуют, то, о чем договорились лидеры. Кстати, тогда же появилась новая цель – довести товарооборот до 250 млрд долларов в год. (Хотя сам расчет в американской валюте в нынешних условиях не уместен. Требуется переход на рубли и юани).

И поскольку альтернативы углубления сотрудничества с КНР в нынешних условиях не просматривается, новая цель, безусловно, будет достигнута. Так что реальный поворот на Восток уже происходит.