Спекуляции на эту тему охватили мировые СМИ
Изначально о том, что председатель КНР Си Цзиньпин не приедет 20 января будущего года на инаугурацию вновь избранного президента США, сообщил американский телеканал CBS News со ссылкой на какие-то свои источники. Также он проинформировал общественность, что якобы вместо китайского лидера на церемонии будут присутствовать посол КНР с супругой, а еще, вероятно, высокопоставленный чиновник, который может приехать из Пекина. Телеканал также оговаривается, что участие в церемонии вступления в должность именно послов стран — это «стандартная практика».
Собственно, так всегда и было. Официальное участие глав государств эта церемония и не предусматривает. Другое дело, что Трамп — необычный президент. Он крупный бизнесмен, лидер, презревший каноны и действующий согласно своему опыту и манерам ведения политики, как бизнеса. А в бизнесе, впрочем, как и в политике последнего времени, личные отношения имеют особое значение.
Трамп, видимо, придает инаугурации особое значение, как триумфатор последних лет в американской политике, преодолевший «огонь и воду» и продемонстрировавший чудеса героизма и стойкости. Это будет, так сказать, особый момент, вершина его виктории и отправная точка крутых реформ, которые он намерен предпринять сразу после вступления в должность. Ничего удивительного не будет, если на церемонии вступления в должность в толпе сторонников, республиканцев, членов его команды, спонсоров, друзей и знакомых будет и пара- другая лидеров, которых с Трампом связывает, как говорится, «особая химия» взаимоотношений. Например, известно, что такое же неофициальное приглашение, получил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, который, правда, над ним раздумывает. Прилетит, приплывет, возможно, и Зеленский. Ну как ему, бедняге, отказать?
Другое дело — Си Цзиньпин. Его участие изначально кажется фантастичным, если не сказать невозможным. Во-первых, китайцы строго следуют протоколу и традициям, а они не предусматривают подобные поездки и участие в столь массовых мероприятиях. Даже если бы Си посадили в вип-ложу и организовали ковровую дорожку у трапа самолета и почетный караул. Во-вторых, отношения с США для Китая слишком важное и острое направления внешней политики, от которого чрезвычайно многое зависит. Вот так с бухты-барахты ехать к главному противнику и важнейшему партнеру в гости не пристало. Кстати, Си Цзиньпин не приезжал и на аналогичную церемонию к президенту России, это случилось несколько позднее.
«Заставить Си совершить перелет через весь земной шар было бы огромным переворотом для избранного президента», — справедливо замечает CNN, называя такой визит «политически невозможным» для китайского лидера.
Приезд в Вашингтон на инаугурацию поставил бы Си Цзиньпина в положение человека, «отдающего дань уважения Трампу и американской мощи», а это противоречит его видению Китая как ведущей мировой державы, рассуждает телеканал. Присутствие Си также «было бы расценено как одобрение демократической передачи власти».
То, что приглашение — не утка, пишет Рейтер со ссылкой на пресс-секретаря Трампа Каролин Левитт, которая якобы подтвердила эту информацию. Приглашение, возможно, и было чисто неофициальным, не по дипломатическим каналам. Но вот насчет того, что оно якобы удивило и Пекин, это телеканал явно надувает щеки, пытаясь показать свою необычайную осведомленность. «Китайским чиновникам, привыкшим к строгому протоколу и остро осознающим динамику сил в американо-китайских отношениях, оставалось только гадать о намерениях Трампа», — отмечает телеканал. Его пекинский корреспондент, что, следил за мимикой лица министра иностранных дел КНР Ван И или других высокопоставленных лиц в Пекине? Ничего подобного быть не могло, а официальной реакции МИД КНР или иного ведомства не последовало, потому что просто не могло быть.
Так на что же рассчитывал Трамп, посылая приглашение? «Мировые лидеры выстраиваются в очередь, чтобы встретиться с президентом Трампом, потому что знают, что он скоро вернется к власти и восстановит мир во всем мире с помощью американской мощи», — заявила Каролин Левитт. Но заставить Си стоять в таких очередях невозможно. Не только из-за статуса лидера великой державы, но также из-за его характера и китайских традиций.
Скорее, это приглашение для внутреннего пользования. Оно, как предполагает CNN, демонстрирует «уверенность и амбиции избранного президента» США. А возможно Трамп, памятуя теплое общение с Си в свой первый срок в его резиденции в Мар-а-Лаго и идя навстречу идее своей команды, подсознательно предполагал невозможное — что Си вдруг рискнет и приедет. И вот тут уж Трамп покажет свои чудеса бизнесмена в политике. Смог же он охмурить лидера КНДР Ким Чен Ына и заставить его пойти на сделку. Как мы помним, северокорейский лидер выполнил все свои обещания (приостановил запуски ракет, разработку ядерного оружия) и был обманут американской стороной. Правда, целью КНДР десятилетиями были прямые переговоры с США. И Ким этого добился, получив хороший урок, который потом заставил его круто изменить подходы к США и ядерной доктрине КНДР.
Си Цзиньпина на этом не купить. Он опытный политик и мировой лидер, глава к тому же самодостаточной державы. И не факт, что Си уже после инаугурации поедет в США. Не исключено, что это Трамп отправится в Пекин. Мы хорошо помним череду вояжей американских официальных лиц в КНР, включая госсекретаря Блинкена.
В любом случае в Пекине торопиться не будут. Контакт лидеров США и КНР произойдет после того, как окончательно будет сформирована не только новая американская администрация, но и политика на китайском направлении. Пока что там полная неразбериха. Трамп грозится таможенными пошлинами, которые могут задушить взаимную торговлю, намекает на продолжение санкционного давления. Номинированные избранным президентом на посты госсекретаря, помощника по национальной безопасности, министра обороны, кандидат в послы США в Пекине вообще выступают с позиций антикитайских ястребов. При этом вице-президента Вэнса кличут в команде Трампа не иначе, как агентом китайского влияния. Так чья линия возобладает?
Большинство политологов прогнозирует продолжение и обострение противостояния, которое было в первый президентский срок Трампа. А к его завершению, как мы помним, отношения скатились до беспрецедентно напряженного уровня. Нынешняя риторика Трампа, который говорит о том, что КНР крадет у США рабочие места и технологии, также не предвещает ничего хорошего.
Не стоит забывать, что и предыдущая администрация США проводила в отношении Китая политику «контролируемой конкуренции», которой были присущи многие черты «трампизма».
Несмотря на это, китайская сторона продолжает выступать за разумный диалог и вменяемые отношения. Об этом говорил в ноябре на саммите АТЭС в Лиме председатель КНР Си Цзиньпин. Эту же позицию подтвердил 3 декабря министр иностранных дел Китая Ван И, призвавший новую американскую администрацию «не прерывать линию диалога», так как «хотя диалог, возможно, и не может разрешить всех проблем, но он помогает лучше понять друг друга, избежать неверных оценок, продвинуть сотрудничество». Он указал, что «стремление китайской стороны прилагать усилия, направленные на стабильное, здоровое, устойчивое развитие китайско-американских отношений, не изменилось, равно как не изменилось ее стремление строить отношения с США на принципах взаимного уважения, мирного сосуществования, обоюдного выигрыша». Одновременно Си напомнил, что позиция Китая в части «решительной защиты своего суверенитета, безопасности и интересов развития также остается неизменной». Однако с американской стороны понимания этого не видно.
Словом, никакого особого доверия между КНР и США, а также их лидерами не было и нет. Да, Трамп стал единственным американским президентом, которого в ходе его официального визита принимали в императорском Запретном городе в Пекине. Однако потом он доверия не оправдал. Так зачем же Си лететь через океан, на инаугурацию Трампа?