Функцию госсекретаря США после инаугурации 20 января будет выполнять сенатор от штата Флорида Марко Рубио. Этот 53-летний уроженец Майами и внук эмигранта с Кубы обладает бойцовским характером и амбициями, по английскому выражению, «политического животного» (political animal). Бросал вызов Дональду Трампу, попытавшись получить номинацию от Республиканской партии кандидата в президенты США, чем, видимо, и глянулся
Обращаясь к «городу и миру» через журналистов, Дональд Трамп воздал хвалу выбранному им кандидату на ключевой пост в администрации США, объяснив, чем обусловлен выбор (заглавные буквы сохранены как в оригинале у привычно пафосного Трампа, экс-телевизионного шоумена): «Он будет сильным Защитником нашей Нации, настоящим другом наших Союзников и бесстрашным Воином, который никогда не склонится перед нашими противниками».
Заседая в Конгрессе США, «бесстрашный воин» Рубио прославился ястребиным клекотом. И когда клеймил власти Китая за якобы ущемление прав уйгуров, называя это «геноцидом». И когда призывал разобраться с Венесуэлой, не признающей диктат Вашингтона, а заодно и с Ираном, так и не вернувшимся к сервильному обслуживанию неоколониальных империй времен шаха Мохаммеда Реза Пехлеви.
Рубио громогласно подзадоривал агентов западного влияния, устроивших «революцию зонтиков» в Гонконге в 2019 году. По совокупности заслуг по раскачиванию внутриполитической ситуации в суверенной стране Марко Рубио удостоился особой чести Пекина. Вместе с еще одним словесным агрессором, сенатором Тедом Крузом из Техаса и еще девятью сановными подстрекателями к мятежу, Рубио был внесен в черный список персон нон грата.
Каким образом в качестве главы внешнеполитического ведомства Марко Рубио будет встречаться с китайским коллегой, неведомо. Понятно, что исключительно на нейтральной территории. Опять же — только в том случае, если у духовных наследников Срединной империи их хрестоматийный прагматизм возьмет верх над их не менее хрестоматийным комплексом обиды на иноземных интервентов.
Пока такой оптимистичный сценарий — под большим вопросом. Эксперт Чжу Фэн из Нанкинского университета в комментарии для выходящей в Гонконге газете South China Morning Post признал, озвучив тем самым позицию властей в Пекине: «Мы очень обеспокоены (потенциальным воздействием на двусторонние отношения в будущем)». Издание спрогнозировало, что мистер Рубио в новом качестве способен «породить хаос» (create chaos).
Сумеет ли токсичный для Китая (и не только) назначенец Трампа добиться успехов на дипломатическом поприще? На то нет никаких гарантий, поскольку Марко Рубио, пишет журнал The National Interest, и на новом месте возьмется за старое. Будет оказывать «поддержку» оппозиции внутри стран, не присягающих на верность коллективному Западу. В журнале это названо «способом стимулирования изменений в тоталитарных государствах изнутри». Акцент будет сделан, цитирую, на «поддержку США ненасильственных движений сопротивления в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Азии».
Что подразумевается под «ненасильственными движениями сопротивления» (nonviolent resistance movements), не расшифровывается. Быть может, это закидывание коктейлями Молотова правоохранителей, как то было на Майдане (при цинично-лукавом аргументе «онижедети») или как в последние дни на проспекте Руставели в Тбилиси?
Не менее важно смысловое наполнения фразы Рубио о том, что Соединенные Штаты вступают в период «прагматичной внешней политики». В сентябре в интервью телеканалу CNN будущий госсекретарь рассуждал на тему, что США должны быть «очень прагматичными и мудрыми» на всех дипломатических направлениях, объясняя эту объективную необходимость складыванием тесного альянса России, КНДР, Ирана и Китая.
Воспитанный в среде кубинских иммигрантов, бежавших с Острова Свободы по разным причинам, Марко Рубио исполнен фанатичной ненависти ко всем левым правительствам в странах к югу от Рио-Гранде. Выходящая в Гаване газета Granma, охарактеризовав Рубио как «сторонника жесткой линии» (a hardliner), прокомментировала его выдвижение Трампом мрачным прогнозом: «Народы Латинской Америки не могут ожидать ничего хорошего», добавив: «Это плохое предзнаменование для мира».
В программном эссе, опубликованном в 2020 году в Journal of International Affairs, Марко Рубио без обиняков и околичностей обозначил тактику при реализации внешней политики США. Ключевой элемент это поощрение (читай — тайное финансирование и руководство из-за кулис) «массовых протестных движений», как это было при раскручивании венесуэльского оппозиционера Хуана Гуайдо, самопровозглашенного главы государства (не сумевшего свергнуть законного президента Николаса Мадуро), т.н. «Зеленого движения» в Иране и «зонтичных» манифестантов в Гонконге.
Рубио направлял острие своей ненависти на Венесуэлу еще и потому, что она, цитирую, становилась «другом противников США, включая Иран, Россию, Китай и „Хезболлу“, что превращает ее в серьезную угрозу безопасности Соединенных Штатов». По этой причине, утверждал Рубио, «Белому дому следует рассмотреть чрезвычайные меры, включая тайные и открытые операции, чтобы ослабить устойчивость режима».
Что в сухом остатке? «Назначение Марко Рубио на пост госсекретаря будет иметь далеко идущие последствия для национальной безопасности США, — резюмируют в статье в журнале The National Interest, вышедшей 30 ноября, эксперты Института глобальной и национальной безопасности USF Роберт С. Баррелл и Арман Махмудян.
«Впервые после холодной войны, прогнозируют авторы, Соединенные Штаты могут начать кампанию поддержки сопротивления не коммунизму, а тоталитарным режимам. Эта стратегия может оказаться чрезвычайно эффективной с учетом того, что вероятными главными объектами (читай — для дипломатического давления, политического шантажа, экономических санкций и угроз военного вмешательства — В.М.) станут Венесуэла, Иран и Китай».
Исследователи обошли молчанием предполагаемую корректировку позиции США по войне НАТО на украинском ТВД и не высказались о вероятности либо ситуативного обострения, либо хитроумных послаблений в отношении России для того, чтобы разорвать стратегическое партнерство с Пекином и вывести Москву из игры.
Впрочем, сам Марко Рубио не делает секрета из того, что будет жестким переговорщиком, о чем свидетельствует его интервью на телеканале CNN: «Мы знаем, что русские были вовлечены в попытки операций саботажа по всей Европе, чтобы нанести ущерб европейским странам, которые оказывают помощь Украине. Я думаю, это та область, на которой мы должны сосредоточиться, и что администрация Трампа, на мой взгляд, сделает ее своим приоритетом».
Марко Рубио бездоказательно обвиняет Россию в ведении «гибридной» войны в Европе. Это роднит его с неоконсерваторами, что водятся в стане и республиканцев, и демократов. Не стоит удивляться, если в его лице мир получит одержимого архитектора цветных революций.