Европа 2022-2023: риски и перспективы

Европа. Как много светлого звучало в этом слове. Права и свободы граждан, конкурентная политическая среда, сильная и динамично развивающаяся экономика, лучшие ученные и образование в мире. Но что сейчас творится на западном участке Евразии?

Сегодня картина радикально изменилась. Как же так вышло, что из «обители свобод и возможностей», Европейский Союз превратился в то, против чего он так усиленно и справедливо боролся долгие годы?

Причин, которые привели Европу к нынешнему плачевному положению – великое множество. Это и пандемия COVID-19, которая не только привела к спаду на производствах, сбоям в цепочках поставок товаров и т.д., но и усугубила уже существовавшие проблемы, порожденные, главным образом, ошибочной политикой Брюсселя в сфере экономики.

В результате, продолжили осложняться торговые отношения, усилились побочные эффекты от резкого спада ведущих экономик, а также дестабилизации сырьевых и финансовых рынков. Многие экономики были не готовы к таким условиям.

Европейское статистическое агентство Eurostat констатирует: ВВП Евросоюза (28 стран) во втором квартале 2020 года упал на 11,9% по сравнению с предыдущим кварталом и на 14,4% относительно того же периода 2019 года. Размер немецкой экономики вернулся на уровень 2011 года, испанской – 2002-го, а экономика Италии отброшена в начало 1990-х.

С другой стороны, кризис усугубляется неграмотной энергетической политикой европейцев. В этой связи следует отметить следующие моменты, которые представляются ключевыми. Во-первых, бездумное увлечение так называемой «зеленой энергетикой» в ущерб традиционной, во-вторых, резкое сокращение долгосрочных контрактов по поставке углеводородов и переход на биржевую торговлю газом по спотовым ценам, чем мгновенно воспользовались спекулянты. И, в-третьих, – целенаправленная политика по сокращению, а затем и полному отказу от закупок российских энергоносителей.

На практике же получилось, что современные солнечные батареи и ветряки производят слишком дорогое электричество, да и то – не регулярно (безветрие, тучи, осадки и т.д.). Торги газом на бирже стали одним из основных факторов, которые привели к тому, что цена за тысячу кубометров сырья в настоящее время перевалила за 3000 долларов.

Вторым фактором стал дефицит газа из России, который, как выяснилось просто нечем заменить в нужных объемах. Тут следует упомянуть не только то, что сырье, производимое Катаром, Ираном и другими странами законтрактовано на несколько лет вперед, а наращивание добычи требует помимо дополнительных капиталовложений еще и времени (речь идет о годах), но и тот факт, что европейские страны не имеют необходимых возможностей для его приема в необходимых объемах.

Шанс выйти из этой безрадостной ситуации есть, но в силу просто неприличной политизации экономической политики ЕС Старый свет им вряд ли воспользуется. Это – запуск «Северного потока-2» и снятие санкций с российской газовой отрасли, что позволит запустить на полную мощь «Северный поток-1».

Тем временем в Германии уже стали раздаваться голоса о необходимости запуска «Северного потока-2», поскольку шансов успеть заполнить хранилища на фоне приближающейся зимы практически нет. Однако министр экономики ФРГ считает, что это будет равносильно «поднятию белого флага в Германии и Европе».

Пока же в качестве альтернативы российскому сырью некоторые политики предлагают использовать биогаз, произведенный из навоза. Тут сразу же возникает, как минимум, три вопроса: где взять этот самый навоз в необходимых количествах, на чем его перерабатывать в газ и где хранить. Это – не говоря о том, что использование такого, с позволения сказать, альтернативного сырья потребует соответствующей адаптации оборудования, на котором оно будет сжигаться.

В принципе все эти проблемы решаемые, но для этого требуется время и деньги. А на дворе уже практически сентябрь, да и с финансами у еще первой экономики ЕС есть проблемы.

В Париже власти запретили оставлять двери магазинов открытыми при работающем кондиционере. Даже штраф ввели! – до 750 евро, и, по сообщениям СМИ, первый уже был выписан. В Испании с полуночи 9 августа магазины, бары и офисы не должны охлаждать воздух с помощью кондиционеров менее чем до 27 градусов, а с 22:00 вечера 10 августа магазинам и общественным зданиям запретили освещать витрины. В Германии, которую мы уже упомянули выше, общественные здания в период холодов разрешили отапливать максимум до 19 градусов по Цельсию.

Ошибочная энергетическая политика ЕС оказалась разрушительной для экономики Старого света в целом, закрываются предприятия малого и среднего бизнеса, разоряются фермеры, для которых нынешние тарифы за энергию просто разорительны. Страдают целые отрасли, в том числе химическая, кризис в поставках и производстве удобрений бьет по сельскому хозяйству. Словом, нехватка нефти и газа как снежный ком утягивает все остальные сферы экономики стран-членов Европейского Союза.

На этом фоне в Европе все чаще проходят масштабные забастовки и протестные акции, что, в свою очередь, вызывает недовольство простых граждан. Уже даже появились сообщения о стычках между перекрывающими дороги активистами (дальнобойщиками, фермерами) и обычными гражданами. В результате аналитики констатируют: резкий рост социальной напряженности в Евросоюзе сегодня становятся критическим, а на фоне приближающейся зимы, когда людям, вероятнее всего, придется ограничивать себя как минимум в тепле, риски возрастают многократно.

Дополнительным и на сегодняшний день главным катализатором политических и экономических рисков выступает санкционная политика Брюсселя, который, судя по всему, проигнорировал все возможные последствия от ограничений, которые были введены против Москвы. Причем дело тут не только в сфере энергетики. Санкции закрыли обширный российский рынок для миллионов производителей от автомобилей до кормов для животных.

В итоге, на территории ЕС ожидается исторически максимальный уровень инфляции и минимальный рост экономики, который пока прогнозируется на уровне 2,6%. Курс евро сравнялся с курсом доллара, впервые с 2002 года. А в моменте даже опустился ниже. Поток беженцев, который с новой силой хлынул в 2022 году, заставил аналитиков говорить о новом миграционном кризисе, который может быть куда хуже, чем предыдущий, по своим последствиям на фоне других проблем ЕС.

Закономерным следствием экономической ситуации, сложившейся в Европе, стал политический раскол внутри западных элит. Некоторые правительства уже подали в отставку. А Венгрия и Польша фактически стали в оппозицию руководству ЕС. В совокупности это создает дополнительную турбулентность, делая перспективу единой Европы все более туманной.

Высокий уровень неопределенности буквально не дает никаких положительных стимулов для нормализации ситуации в обществе. Напротив, с каждым днем внутри государств-участниц союза растет напряженность. Как показал опрос, проведенный компанией YouGov, больше половины жителей ряда ведущих стран Евросоюза высказываются против введения новых антироссийских санкций, если они будут способствовать дальнейшему ухудшению уровня жизни.

Исходя из последних исследований общественного мнения, беспокойство относительно экономических последствий антироссийских санкций, а также военной и финансовой помощи Киеву растёт по всей Европе. Особенно тяжело противостояние России даётся политикам в Западной Европе. В частности, партия президента Франции Эммануэля Макрона недавно потеряла парламентское большинство после того, как оппоненты воспользовались высокой инфляцией и изобразили Макрона в качестве лидера, который игнорирует проблемы карманов средних французских семей. Безусловно – эти заявления скорее предвыборная агитация, а не констатация реального факта, но в кризисные моменты такие слова имеют большое влияние на избирателей. 

В Германии премьер-министр федеральной земли Саксония Михаэль Кречмер недавно разошёлся во мнении со своей консервативной партией и большинством политического истеблишмента Германии, предупредив, что продолжать изоляцию России опасно. «Мы движемся к 8-10 процентам инфляции. Меня в первую очередь беспокоит вся наша экономика и социальная сплочённость нашей страны», – заявил он в интервью газете Die Zeit.

Но, несмотря на локальные недовольства внутри политической элиты, власти ключевых стран Европы не намерены отказываться от санкционного давления и поддержки Украины. Большинство политических деятелей в Германии и Франции продолжают оставаться сторонниками санкций и замещения российских поставок. По крайней мере – пока.

Особенно сильны антироссийские настроения в Восточной Европе, где правительства и часть избирателей решительно настроены продолжать давление на Россию посредством санкций и военной помощи Киеву, «чего бы это ни стоило».

Исходя из этих данных можно сделать вывод, что, несмотря на наличие разногласий в Старом свете и постепенную фрагментацию элит, политики Евросоюза все еще демонстрируют единство.

При этом в расчет не берется ни плачевное состояние экономики стран ЕС и жизненно важных отраслей, ни настроения в обществе. Более того, судя по всему, власти Нидерландов сознательно пытаются скрыть масштабы протестов фермеров в стране. Напомним, это государство – крупнейший экспортер сельхозпродукции.

В Великобритании проходит уже четвертая из восьми запланированных забастовок. Участие в ней принимает 40 тыс. работников железнодорожной инфраструктуры. В стране курсируют около 20% поездов и действия железнодорожников грозят полностью парализовать работу этого вида транспорта. Британская Guardian уже охарактеризовала ситуацию в Соединенном королевстве как «лето индустриального бунта».

Массовые манифестации предрекают и Германии. Крупнейший национальный перевозчик – Lufthansa – была вынуждена отменить большое количество рейсов, которые затронули более 130 тысяч пассажиров. Причина забастовок немецкого персонала аэропортов такая же, как и у их британских коллег-транспортников – низкие зарплаты, съедаемые инфляцией. В забастовке участвуют более 2000 человек.

Аналитики констатируют: это лишь начало, а с наступлением осени, а тем более зимы и холодов, уровень недовольства будет лишь возрастать. Стоит ли говорить, что остановка или даже просто сокращение ж/д перевозок, авиасообщения, производства сельхозпродукции, химической промышленности и других жизненно важных отраслей нанесет экономике Запада еще больший урон, с которым Брюссель вряд ли сможет справиться. Во всяком случае, на сегодняшний день не предложено решений борьбы с этим «снежным комом»…

Тем не менее, важно также отметить, что по некоторым оценкам определенный карт-бланш лояльности своего населения у западных правительств есть. Несомненно, простые европейцы, привыкшие к сытой жизни, не намерены отказывать от привычных, а также необходимых благ в виде отопления, теплой воды и электричества, но потерпеть какое-то время они готовы.

Проблема в том, что в перспективе им придется оценить выбор своих политиков: либо шаг назад и налаживание отношений Брюсселя с Москвой, либо временные лишения могут стать перманентными. Ни к отступлению перед Россией, ведь сами власти постарались сделать все, чтобы их граждане были уверены: Москва – «империя зла», ни к постоянным лишениям граждане Европы не готовы. В перспективе риски действительно массовых волнений в крупных и не очень городах Старого света в данном контексте действительно представляют большую угрозу.

В результате наиболее острыми рисками, которые встанут перед Европой в среднесрочной перспективе станут:

• Растущие разногласия и другие препятствия на пути выработки единых решений, которые будут все больше усиливать политические риски в Европе в ближайшие месяцы.

• В Германии ускорение инфляции и связанное с этим социальное недовольство станут испытанием для правительства в рамках реализации бюджетной консолидации. Учитывая, что правительство опирается на ястребиных Свободных демократов, это повлияет на формирование курса властей, особенно в контексте регулярных призывов к сокращению расходов.

• Во Франции потеря правительством абсолютного большинства в парламенте на июньских выборах приведет, по крайней мере, к временному политическому тупику, что усугубит трудности, с которыми Макрон сталкивается в реализации своей программы реформ.

• В Италии разногласия внутри технократического правительства страны и отставка Марио Драги угрожают реализации итальянского плана по выделению средств на восстановление ЕС, что негативно сказывается на экономическом росте, а также повышает шансы на досрочные выборы и более широкую политическую нестабильность.

• Политический кризис в Великобритании на фоне отставки Бориса Джонсона может так и остаться нерешенным после избрания нового главы парламента. В таком случае это окажет серьезное давление не только на сам Лондон, политическую и экономическую ситуацию внутри страны, но и на международную повестку, распределение центров силы, биржи и мировую экономику.

• Значительный рост рисков внутри Болгарии на фоне антироссийской повестки Софии и возможного ответного давления со стороны Москвы.

• Антироссийская повестка в государствах Прибалтики также создает значительные риски для самих стран и Европы в целом.

• Вероятность массовых протестов остается важной движущей силой политических рисков. В первую очередь речь идет о нестабильных, отстающих государствах региона, в том числе Греции и Румынии, однако существует серьезная опасность развития массовых выступлений во всех странах-членах Евросоюза.

Подводя итог, также добавим: несмотря на то, что у Старого света еще есть время до зимы, чтобы нарастить поставки энергоресурсов из России, купируя тем самым одну проблему – кризис в энергетике, подобный сценарий является крайне маловероятным. В обозримой перспективе европейская экономика и политическая стабильность будут находиться под серьезным давлением, оказывая влияние не только на инвестиционную привлекательность ЕС, как надежного и стабильного партнера, но и влияя на мировую экономику и миросистему в целом, порождая новые риски.