Панове опасаются, что Германия под шумок захочет «вернуть свои бывшие земли», отошедшие полякам после Второй мировой войны.
В Польше 1 сентября с.г. будет обнародован доклад об ущербе, нанесенном стране в годы Второй мировой войны. Поляки считают, что Германия все же должна выплатить многомиллиардные репарации. Официальная Варшава вот уже несколько лет муссирует этот вопрос, создана парламентская комиссия для подсчета суммы.
Недавно премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что правительство подготовило доклад, на основании которого оно будет добиваться военных репараций от Германии.
«На протяжении четырех лет мы готовим очень комплексный доклад, который должен показать уровень не только военных преступлений, которые совершили немцы, но и разрушений. Факт в том, что Польша, оказавшаяся среди стран, которые сильнее всего пострадали в результате Второй мировой войны, получила минимальные средства в качестве компенсаций. Это даже тяжело назвать компенсациями», – заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.
По его словам, доклад состоит из трех томов. В настоящее время уже завершается его перевод на несколько языков.
В 2017 году специальная комиссия польского сейма первоначально оценила ущерб в 48,8 млрд долларов. Затем объем предполагаемой выплаты не раз корректировали (в том числе с поправкой на изменившийся курс американской валюты) и запросы достигали 850 млрд долларов. В 2018 году в Польше решили, что сумму ожидаемых репараций следует вновь пересчитать.
Берлин признает свою ответственность за разрушения в Польше, но заявляет, что тема о репарациях закрыта. Так, во время своего первого визита в Польшу в декабре 2021 года канцлер Олаф Шольц назвал этот вопрос юридически урегулированным. Согласно заявлению немецких властей, он был решен еще в 1953 году, когда страна не пожелала получать какие-либо компенсации от Германии.
На такой шаг Варшава пошла под давлением Сталина. К тому моменту выплаты из ФРГ уже давно прекратились, а весь долговой груз лежал на ГДР. Вождь всех времен и народов посчитал, что подобная уступка будет способствовать усилению советской оккупационной зоны в Германии и расширению политического влияния СССР, который больше не был заинтересована в сдерживании экономического роста ГДР. Напротив, нужно было догнать и перегнать Западную Германию.
Однако после германского воссоединения поляки снова стала требовать репарации.
В 1992 году правительства Польши и Германии основали Фонд польско-германского примирения. Он был создан, в первую очередь для того, чтобы обеспечить эффективную гуманитарную помощь польским жертвам нацистской оккупации и террора. В результате деятельности Фонда немцы перечислили польской стороне свыше 4,7 млрд злотых (1,3 млрд евро). Но Варшава хочет больше. В августе 2017 года, как я уже отметил, вновь был поднят вопрос о взыскании с ФРГ компенсаций за военные потери. Поляки уверены, что в ближайшие несколько лет они будут выплачены, так как «для Германии важен ее имидж».
Ляхи, как известно, исторически испытывают устойчивую нелюбовь к германцам. И это чувство взаимно.
Польский премьер Моравецкий 17 августа с.г. опубликовал в немецкой (!) газете Die Welt пространную статью, ополчившись на роль Германии и Франции в объединенной Европе.
«На бумаге все государства-члены равны. Но политическая реальность показывает, что вес немецкого и французского голосов доминирует. Мы имеем дело с формальной демократией, но де-факто – с олигархией, где власть принадлежит тем, кто является самым сильным. Сильные совершают ошибки и не могут принять критику извне», – написал он.
По его мнению, европейские элиты, и в первую очередь – власти Берлина и Парижа – отказались слушать польские предупреждения о России, которые звучали до 24 февраля (начало спецоперации на Украине. – Авт.), и добавил, что «обоснованные опасения менее могущественных государств-членов слишком часто упускаются из виду институтами ЕС, в которых доминируют франко-германские политики». Главный вывод статьи: угроза Европе «исходит не только с Востока, потому что многие годы Германия преследует российские интересы в Евросоюзе».
Масла в огонь подлил и председатель польского Национального банка, профессор экономики Адам Глапинский. В интервью изданию Gazeta Polska он безапелляционно заявил, что Германия хочет «вернуть бывшие земли в пределах границ Польши».
«Если раньше речь шла о слиянии германских государств или поглощении ГДР, то есть бывшей советской оккупационной зоны, то с момента выполнения этой задачи – о возвращении в той или иной форме своих бывших земель, находящихся сейчас в пределах польских границ», – утверждает Глапинский.
Напомню, что по итогам Второй мировой войны (согласно решению, принятому в июле 1945 года на Потсдамской конференции) к Польше были присоединены восточные области довоенной Германии, а именно – часть Западной Пруссии, часть Силезии, Восточная Померания и Восточный Бранденбург, Вольный город Данциг (современное польское название Гданьск), прусский город Штеттин (современное польское название Щецин) и его окрестности. Так вот: Глапинский полагает, что «новый аншлюс» может произойти, если к власти в Польше придет бывший премьер-министр, лидер оппозиционной партии «Гражданская платформа» Дональд Туск. (Следующие парламентские выборы состоятся в 2023 году. – Авт). Он и его политическое объединение, дескать, ориентированы на Германию. По мнению профессора, может сложиться ситуация, «как во времена СССР», когда руководители Польской объединенной рабочей партии безоговорочно подчинялись Москве. При Туске же власти будут аналогично относиться к мнению и требованиям Берлина.
Глапинский также опасается, что Берлин захочет подчинить себе все страны, находящиеся между Германией и Россией. Профессор полагает, что именно так, по мнению ФРГ, должно выглядеть равновесие в Европе будущего. А баланс в регионе будет основан на сотрудничестве Российской и Германской империй с государствами посередине, которые будут находиться в сфере влияния обеих держав. Причем для реализации «немецкого сценария» важно, чтобы Россия сейчас не проиграла на Украине, иначе проект потеряет актуальность.
Короче, поляки в панике: они ощущают себя крайне неуютно, оказались между молотом и наковальней. По вдруг вспыхнувшей суматохе среди польского политического бомонда и массированному «наезду на Германию по всем фронтам» складывается впечатление, что ляхи боятся германцев не меньше, чем русских. И своими актуальными действиями хотят упредить возможную атаку. Они всерьез опасаются, что может возникнуть угроза очередного раздела Польши. Причем как с востока, так и с запада. Страшно? Еще как...