Вашингтон продолжает нагнетать обстановку вокруг Тайваня.
Возникшее после визита обострение в Тайваньском проливе не ослабевает. За серией военных маневров, которые провели у берегов мятежного острова вооруженные силы КНР, через Тайваньский пролив прошли боевые корабли ВМФ США. В регионе продолжает оставаться американская ударная группа по главе с крупнейшим авианосцем «Рональд Рейган». В связи с этим ВС Китая были приведены в состояние боевой готовности.
Вот как это выглядит с точки зрения пресс-секретаря Белого дома Карин Жан-Пьер: «Действительно, 28 августа наши корабли совершили рутинный заход в Тайваньский пролив, который полностью соответствовал нормам международного права и продемонстрировал нашу приверженность свободному и открытому Индо-Тихоокеанскому региону… Мы намерены продолжать летать, плавать и проходить там, где это позволяет международное право, в соответствии с принципами свободы навигации». По мнению Жан Пьер и, соответственно, президента США такая линия поведения отвечает целям Вашингтона – защите безопасности и стабильности региона. То есть защита безопасности заключается, по их представлениям, в балансировании на грани военного конфликта с крупнейшей ядерной державой. При этом Жан-Пьер цинично добавила, что Вашингтон не отказывается от политики «одного Китая», но будет защищать интересы Тайваня в сфере безопасности. Выходит, что на словах Вашингтон считает Тайвань частью Китая, а на деле поддерживает сепаратизм острова. Причем поддерживает наглядно, с помощью военной техники.
Речь идет не только о проходе американских боевых кораблей через Тайваньский пролив – фактически территориальные воды КНР – но и о непрекращающихся поставках вооружений Тайбэю.
Как сообщила газета Politico со ссылкой на неназванные источники, президент США Джо Байден намерен вскоре обратиться к конгрессу с просьбой одобрить продажу Тайваню американских вооружений на сумму около 1,1 миллиарда долларов. По данным издания, речь идет о 60 противокорабельных ракетах AGM-84K Harpoon Block II и 100 ракет класса «воздух-воздух» AIM-9X Block II Sidewinder.
Где США и где Тайвань? И почему американцы считают его зоной своих ближайших интересов? Неужели Вашингтон всерьез готов пожертвовать 23-миллионным населением острова, чтобы отстаивать пресловутую независимость? При этом рискуя вступить в полномасштабную войну с Китаем, который не собирается отказываться от своей провинции.
Очевидно, что высокие демократические идеалы тут ни при чем. США давно презрели принцип «одного Китая». Речь идет о создании очага нестабильности, а еще лучше – войны с тем, чтобы ослабить своего главного мирового конкурента.
Китай, естественно, в очередной раз потребовал, чтобы США прекратили продажу вооружений Тайваню и отказались от контактов с Тайбэем по военной линии, чтобы избежать дальнейшего роста напряженности в регионе. «Продажа США оружия Тайваню серьезно нарушает принцип «одного Китая» и положения трех совместных китайско-американских коммюнике, поощряет сепаратистские силы, выступающие за независимость Тайваня, и ведет к эскалации напряженности в Тайваньском проливе», – заявил представитель посольства КНР в Вашингтоне Лю Пэнъюй.
Но куда там! Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби подтвердил твердое намерение Вашингтона «продолжать оказывать помощь Тайваню в сфере безопасности», добавив, что США по-прежнему не поддерживают идею обретения им независимости. То есть США готовятся взорвать регион, сражаясь, если потребуется, с Китаем «до последнего тайваньца». Обстановка вокруг острова все больше напоминает Украину.
Китай уже не ограничивается одними предупреждениями, демонстрацией военной мощи и санкциями в отношении Тайваня. В ответ на визит Пелоси Пекин прекратил сотрудничество с США по восьми ключевым направлениям: контакты оборонных ведомств, репатриация незаконных иммигрантов, правовая помощь по уголовным делам, борьба с транснациональной преступностью, борьба с наркотиками и по теме климата. Все это очень чувствительные для США сферы.
Не успели высохнуть чернила на официальном заявлении МИД КНР по этому поводу, а министерство обороны США, пытаясь вернуть упущенное, поспешило заявить, что Америка не поддерживает «движение острова к независимости». Но это не повлияло на решение КНР.
Нешуточная шумиха возникла в США по поводу отказа КНР сотрудничать по климатическим вопросам, без чего в принципе невозможно было бы Парижское соглашение по климату. Спецпредставитель президента США по вопросам климата Джон Керри выразил глубокое разочарование: «С первого дня США ясно дали понять, что наше взаимодействие по климату с КНР должно оставаться в стороне от других сложных вопросов, с которыми сталкиваются наши страны. Этому есть простая причина: мы – две крупнейшие экономики и крупнейшие источники выбросов, и весь мир будет страдать от последствий, если мы не сможем вместе играть ведущую роль в действиях в области климата. Климатический кризис – это не двусторонняя проблема, а универсальная. Речь идет не о геополитике или идеологии, и ни одна страна не должна сдерживать прогресс в решении экзистенциальных транснациональных проблем из-за двусторонних разногласий. Приостановка сотрудничества наказывает не США – она наказывает мир, в особенности развивающийся мир. Человеческие и финансовые издержки будут катастрофическими, если международное сообщество не сможет отложить в сторону свои разногласия и объединиться для борьбы с климатической угрозой, с которой сталкиваемся мы все», – отметил он.
Красиво формулирует. Ну, то есть «вашингтонский обком» окончательно отключился от реальности и переселился в свой особый мир, в котором США делают все, что им заблагорассудится, а все остальные должны ходить строем и держать равнение на Вашингтон в ущерб своим интересам.
В Белом доме приглашают во имя борьбы с климатической угрозой отставить в сторону разногласия, идеологию, даже геополитику, но сами его обитатели к этому не готовы и оставляют за собой право действовать в собственных узкокорыстных интересах.
На самом деле причиной приостановки взаимодействия по климату, которое администрация Байдена считала ключевым на китайском направлении, стал не только визит Пелоси. Суть тут и в перекладывании ответственности за изменение климата на другие страны, и в бездействии самих США. МИД КНР и посол США в Пекине Николас Бернс даже поспорили в Twitter на эту тему. МИД, объясняя прекращение климатического диалога, призвал Вашингтон перестать бездействовать, а Бернс попросил вернуться к сотрудничеству. Официальный представитель министерства Ван Вэньбинь отметил: «США должны со всей серьезностью взять на себя ответственность и исполнить свой долг в сфере изменения климата, а также прекратить искать оправдания своему бездействию». Бернс, оправдываясь, заявил, что Вашингтон принимает меры «в вопросах изменения климата» и сообщил: Конгресс одобрил проект закона об инвестициях в климат и американские власти смогут «сократить выбросы в США примерно на 40% к 2030 году». По этому закону, американское правительство выделит 370 млрд долларов на чистую энергетику и достижение климатических целей. «КНР должна обратить на это внимание и пересмотреть свое решение о приостановке сотрудничества с США в области климата», – упрашивал Бернс. МИД КНР похвалил США за принятие закона, но усомнился в его выполнении.
На самом деле США, как страна уязвимая перед рисками изменения климата куда больше Китая, заинтересована в таком сотрудничестве. Китай и США вносят самый большой вклад в загрязнение. На долю КНР приходится 27 % выбросов, на США – 11 %. То есть без Китая все усилия по противодействию изменению климата бессмысленны. Но Китай разъяснил свою позицию, которая заключается в том, что отказ от сотрудничества с США вовсе не означает отказ от сотрудничества с остальными странами. Просто Пекину надоело идти на поводу у Вашингтона в этом и других вопросах. «США – это далеко не весь мир», – иронично заметил по этому поводу официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь.
Еще более истеричную реакцию вызвало в Вашингтоне решение Пекина приостановить антинаркотическое сотрудничество.
Дело в том, что исторически Китай был сферой распространения наркотиков и в силу географического положения остается транзитной территорией для наркотрафика. Рядом так называемый «золотой треугольник» (зона, расположенная в горных районах Таиланда, Мьянмы и Лаоса) – традиционный центр производства наркотиков. Ну, и, конечно, Афганистан, который США превратили в мировой наркопритон. Огромные торговые потоки из КНР в США – крайне привлекательный маршрут для транзита наркотиков в Америку.
Со своей стороны власти КНР ведут комплексную борьбу с завозом, производством и распространением наркотиков. Эту борьбу курирует специальный Госкомитет по борьбе с наркотиками. За торговлю наркотиками в Китае положена смертная казнь и большие сроки заключения. За 2021 год было раскрыто 54 тыс. преступлений, связанных с наркотиками, арестовано 77 000 подозреваемых в совершении таких преступлений и привлечено к ответственности 326 000 человек. А за последние пять лет в стране раскрыто 451 000 преступлений, связанных с наркотиками, арестовано 588 000 подозреваемых в совершении преступлений, изъято 305 тонн наркотиков. Число дел, связанных с наркотиками, сократилось со 140 тыс. в 2017 году до 54 тыс. в 2021 году. При этом среднегодовое снижение составляет более 20% в течение пяти лет подряд.
США такими успехами похвастаться не могут. Зато отказ от сотрудничества – хороший повод обвинить Китай в потворстве наркомафии. Но есть дело и поважнее. Прекращение взаимодействие в этой сфере с компетентными органами КНР, которые выявляли контрабанду под видом торговых поставок в США, означает увеличения наркотрафика. Особый интерес американцев вызывал наркотик фентанил, который внесен в список нарковеществ в КНР, а в США – нет. Его производят в том числе в подпольных лабораториях в Китае и ввозят в Соединенные Штаты. В результате передозировки фентанилом только в прошлом году в Америке умерли 100 тысяч человек. И вот КНР отказалась ловить контрабандистов, промышляющих фентанилом. Это вызвало бурю эмоций со стороны главы национального управления по борьбе с наркотиками США, который обвинил Китай в «попытке отравить граждан США». Эту тему сейчас в США пытаются использовать в том числе в предвыборной борьбе, а также в нагнетании антикитайской пропаганды, муссируя тезис о якобы отказе КНР от борьбы с наркомафией. Это очень похоже на обвинения в адрес КНР в искусственном распространении нового коронавируса. Но они уже порядком поднадоели Пекину.
В связи с этим официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь заявил, что прекращение сотрудничества по линии контроля за наркотиками является «оправданным, уместным и разумным».
США, если они хотят, чтобы их интересы принимали в расчет, в очередной раз предлагается учитывать озабоченности других стран, хотя бы в области их жизненной безопасности.