Покончить с туризмом из России

О замораживании Евросоюзом упрощенного визового режима для граждан РФ.

Если бы сегодня отцы-основатели марксизма Карл Маркс и Фридрих Энгельс имели возможность написать новый «Манифест коммунистической партии», то они, будучи объективными исследователями, вероятно, вынуждены были бы начать свой труд не с фразы про бродящий по Европе призрак коммунизма, а с констатации, что по современной Европе бродит призрак русофобии. Более того, можно сказать, что прямо на наших глазах негативное отношение ко всему русскому – от газа с нефтью до культуры и туризма – цементируется в качестве новой обязательной идеологии стран так называемого «коллективного Запада».

После того, как не сработали экономические санкции, европейские политики рьяно взялись за разрушение других площадок европейско-российского сотрудничества, в числе которых, разумеется, оказался и туризм. Застрельщиками, как и следовало ожидать, выступили две маленькие, но очень независимые балтийские республики – Латвия и Эстония, долгие годы получавшие от российских туристов немалые доходы в свои небольшие бюджеты. Уже 9 августа эстонский премьер-министр Кая Каллас рубанула с плеча. «Хватит выдавать туристические визы русским, – заявила суровая эстонка. – Пора покончить с туризмом из России!».  В обоснование своей глубокой мысли она выдвинула тезис о том, что простая турпоездка в Европу является «привилегией, а не одним из прав человека». 

Менее чем за четыре дня до этого свой выстрел сделала Латвия. «В связи с международной ситуацией в посольстве Латвийской Республики в Российской Федерации на неопределенный срок приостановлен прием заявлений на получение визы для граждан Российской Федерации», – предупредило россиян на своем сайте посольство Латвии. Далее в хоровод русофобских плясок ринулись более солидные игроки европейского туристического рынка – Чехия, Финляндия и примкнувшая к ним Греция, еще недавно бывшая одним из главных бенефициаров от приезда гостей из России, которых в рекордном 2013 г. было 1,3 млн, а в «доковидном» 2019-ом – 800 тысяч.

«Горячие финские парни», работающие во внешнеполитическом ведомстве Суоми, решили сук все же не рубить, а просто основательно подпилить, сократив с 1 сентября в 10 раз (!) количество туристических виз, выдаваемых россиянам. Что касается Чехии, то ее планы еще в начале августа были озвучены устами министра иностранных дел Яна Липавского. «И речи быть не может об обычном туризме для россиян», пока на Украине проходит специальная военная операция РФ, сказал дипломат. Министр с гордостью напомнил, что всего через два дня после начала СВО, Чехия приостановила выдачу виз гражданам России, затем последовал аналогичный запрет и для граждан Белоруссии. Рациональными доводами, характерными для психически здоровых людей, барьеры на пути в Чехию для россиян объяснить трудно: ведь до пандемии только одну Прагу ежегодно посещали до 400 тыс. российских туристов (рекордным выдался 2012 г. с результатом в 492 тысячи россиян), каждый из которых в среднем ежедневно тратил примерно по 2 тысячи крон (около 100 долларов), оставляя в магазинах модных товаров дополнительно еще по 7 тысяч крон.

На глазах иссякает и некогда мощный поток российских туристов, приезжающих в Болгарию. Ожидается, что рейсами через Стамбул, Белград и Дубай в этом году их будет всего около 50 тысяч. Для сравнения: в последний «допандемейный» год любителей болгарского гостеприимства из РФ было 550 тысяч, а во времена СССР на пляжи народной Болгарии приезжали до 1 миллиона советских людей ежегодно. 

Позиции традиционно недружественных к РФ Дании и Нидерландов в вопросе российского туризма мало кого удивили. «Мы будем выступать за прекращение выдачи туристических виз россиянам», – сообщил министр иностранных дел Нидерландов Вопке Хукстра. Тут удивляться было особенно нечему – ведь оба этих государства от отсутствия российских туристов больших убытков не понесут. В «доковидном» 2019 г. россияне получили всего 3607 датских виз, а в Нидерландах численность гостей из России немногим превышала 1% от общего количества иностранных туристов...

Аппетит, как утверждает известная поговорка, приходит во время еды. Изолировав себя от потока российских туристов, недостойных «привилегии» наслаждаться пребыванием в высококультурных Эстонии, Латвии, Финляндии, Польше и иже с ними, лидеры этих государств пошли дальше – стали требовать полного запрета выдачи россиянам шенгенских виз в других странах Евросоюза.

«Абсолютным отсутствием разума» назвал эти попытки пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. «Шаг за шагом и Брюссель, и отдельные европейские столицы демонстрируют абсолютное отсутствие разума, – сказал он. – Этот набор иррациональности, граничащий с безумием, к сожалению, допускает возможность того, что подобные решения могут обсуждаться».

К сожалению, обсуждением идей кардинального ограничения российского туризма в страны «коллективного Запада» дело не закончилось – на неформальной встрече Совета ЕС в Праге 30-31 августа министры иностранных дел 27 стран Евросоюза приняли совместное решение полностью заморозить соглашение об упрощении визового режима с Россией. Это решение, по сути, стало компромиссом, позволившим хоть как-то замаскировать намечавшийся на пражской встрече «визовый» раскол в Евросоюзе – ведь против «горячих» прибалтийских и польских парней выступили Франция, Германия, Португалия и Австрия. Канцлер Олаф Шольц признал, что «с трудом» может представить себе полное прекращение выдачи россиянам шенгенских виз, а верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель открыто заявил, что не поддерживает предложение о полном визовом запрете. Влиятельная британская газета Financial Times указала, что на встрече в Праге удалось продвинуть «разумные способы использования выдачи виз в качестве рычага» и избежать «радикальных ограничений».  «Мы не должны вместе с водой выплескивать и ребенка, полный запрет на выдачу виз гражданам России совершенно оборвал бы последние контакты с российским гражданским обществом», – прокомментировал пражские решения глава МИД Австрии Александер Шалленберг. По его мнению, прекращение выдачи виз россиянам стало бы «контрпродуктивным шагом в борьбе с российской пропагандистской машиной». Ведь если бы ЕС полностью закрыл въезд в Европу для граждан РФ, то это сыграло бы на руку Кремлю, а не Брюсселю.

Итак, ситуация сложилась парадоксальная. Визы в Европу, с одной стороны, будут, а с другой стороны – нет. Помимо возросшей стоимости шенгена с 35 до 80 евро (что вряд ли остановит желающих посетить Европу россиян), удлиняются сроки рассмотрения заявлений о предоставлении виз и вводится так называемый индивидуальный подход, когда визы будут выдаваться не всем заявителям, а лишь «конкретным группам россиян», главной среди которых станут диссиденты, подписывающие при пересечении границы документ, осуждающий проведение РФ специальной военной операции на Украине. В Праге министры ЕС дополнительно согласились с тем, что в вопросе выдачи или невыдачи виз россиянам каждое государство ЕС отныне получает право индивидуально устанавливать пропускной режим на своих границах, то есть фактически получает возможность аннулировать действующие шенгенские визы, выданные в других государствах ЕС.

Еще до принятия на пражской встрече министрами ЕС решений о заморозке (а фактически об отмене) упрощенного визового режима с РФ зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев, отметивший, что лидеры Евросоюза «достали своим русофобским кудахтаньем», предположил: реальные шаги, сделанные в Праге, покажут, как Европа относится к россиянам. «Европейцы в очередной раз покажут свое истинное лицо и меньше будут отвлекать враньем и бредовыми посулами Россию и ее граждан от ведения специальной военной операции», – добавил Медведев. Так что закрытие Брюсселем прорубленного Петром Великим окна в Европу для России будет иметь скорее всего положительное значение.

Что же касается подоплеки решения об ужесточении визового режима для россиян, то сама собой напрашивается мысль о том, что нынешние европейские лидеры подсознательно хотят изолировать жителей захлебывающейся в безумных гендерных реформах Европы от россиян – носителей традиционной морали и нормальных этических ценностей, а специальная военная операция РФ на Украине тут явно играет вторую скрипку.