Лиз Трасс – новый премьер Великобритании.
Все опросы показывали огромное преимущество Элизабет Трасс. В английском языке даже появилось прекрасное выражение – «prime minister-in-waiting». Премьер в ожидании премьерства, поэтому, особенно в последние дни перед голосованием, она и вправду находилась в ожидании получения ключей от 10-го дома по Даунинг стрит.
Трасс, бывший министр иностранных дел, одной из последних покинула правительство Джонсона. Она была верна кабинету всегда и унаследовала от бывшего премьера многое, вплоть до дерзости и не свойственной политикам такого уровня откровенности. «Я не могу с уверенностью сказать, – говорила она, к примеру, – вот президент Франции Макрон, – он вообще друг или враг Великобритании?».
Джонсона публика полюбила еще в бытность его столичным мэром за его нетрадиционные, не по чину выходки и поведенческие мизансцены на грани фола. Но в какой-то момент все это стало больше раздражать и даже оскорблять. За три года уходящий премьер сумел накопить столько штрафных очков и желтых карточек, что в итоге не сумел удержаться на плаву. После очередного скандала в июле (суть которого уже наверняка мало кто вспомнит) последовали десятки отставок его министров.
Мало того, что летом страна осталась без руководства, за дело еще взялись и профсоюзы. Забастовки не прекращаются. Поэтому новому премьеру сразу придется окунаться в этот кипящий чан. Сейчас наиболее активны железнодорожники, докеры, почта и даже уборщики мусора с адвокатами. Но буквально в ближайшие недели основные профсоюзы Великобритании собираются скоординированным ударом выступить против инфляции и за индексирование зарплат.
То есть новому кабинету придется столкнуться с теми же проблемами, которые свалились на долю правительства Тэтчер в 1984-1985 годах, правда, тогда бастовали в основном шахтеры. Предвидя это, оба кандидата на премьерский пост взяли за образец своих кампаний именно тэтчеризм – жесткость и прагматизм, национальная гордость, труд, неолиберализм в экономической политике.
«Трасс и Сунак резко сдвинулись еще правее во время кампании. Иначе избирателей-консерваторов не убедить, а они в большинстве своем с благодарностью вспоминают именно годы Тэтчер», – считает профессор «Современной британской цивилизации» в Сорбонне Сара Пикар.
И действительно, нового премьера Британии избрали люди с таким профилем: это мужчины, белые, старше 50-ти, выходцы из среднего класса, живущие преимущественно на юге Англии и стоящие в политическом раскладе правее правых. То есть это нетипичный срез, характерный для среднего британского избирателя, но голосовала не Британия, а только партия консерваторов.
Трасс при дележе «наследства» Тэтчер преуспела больше. Мало того, что она проехалась на броне танка, как Тэтчер в 1986 году в Германии, она стала надевать костюмы а-ля «железная леди» и блузу с большим белым бантом. Этот наряд был на Тэтчер в 1979 году во время последних предвыборных теледебатов.
«Не стоит забывать, что Тэтчер правила 11 лет и выиграла выборы 3 раза подряд, – говорит Рафаэль Эспиет-Килти, доцент кафедры англофонных исследователь университета Клермон. – Как раз во времена Тэтчер партия консерваторов казалась единой и идущей ясно куда, в то время как в рядах нынешних тори – сплошные разброд и шатание».
Инфляция в Великобритании превысила 10 процентов, это самый высокий показатель среди стран «Семерки» и нет никаких признаков того, что в ближайшее время она хотя бы остановится. Прогноз на октябрь – 13,3, а на весну – 18 процентов. Трасс предлагает сразу же взяться за снижение налогов. В воскресном интервью Би-би-си она заявила, что уже с первой недели будут предприняты первые шаги в этом направлении. А еще через месяц будет представлен «План борьбы с инфляцией в условиях кризиса».
В первую очередь, таким образом Трасс предлагает снизить налоги, даже если это и приведет к увеличению долговых обязательств страны. Скорее всего она полагает, что снижение налогов увеличит покупательную способность англичан и это перезапустит производство, а с ним и всю экономику.
Но так написано в учебниках. На практике снижение налогов где-бы то ни было впечатляюще выглядит лишь на бумаге – это цифры со многими нулями. В действительности для одной семьи это не такая уж значительная сумма, с которой они вот теперь-то заживут. К тому же практика показывает, что вскоре эти же деньги заберут новыми налогами.
А есть еще и рост цен на энергию. К октябрю счета вырастут в среднем на 82 процента. При этом те 8 процентов роста зарплат, которые требуют сейчас, скажем, железнодорожники, просто потонут и не будут заметны. А значит, утверждают профсоюзы, их движение продолжится.
Не все так просто. Трасс, как известно, занимает очень жесткую позицию в отношении профсоюзов. Еще при Тэтчер был принят закон, который усложняет забастовочное движение, а при последующих правительствах он только оброс новыми запретами. Спонтанные забастовки запрещены в Британии вообще, а чтобы организовать продолжительную, надо подать заявку о голосовании профсоюза – бастовать или нет, потом провести само голосование, при этом каждый отсутствующий на собрании голос считается поданным против. И даже при таких суровых правилах этим летом в голосованиях участвовали около 80 процентов членов профсоюзов. В своем Твиттере в середине августа Трасс объявила, что не даст «воинствующим профсоюзам собирать выкуп с Соединенного Королевства».
По опросам института общественного мнения YouGov, 52 процента британцев считают, что «Трасс станет худшим или самым ужасным премьером за те 12 лет, что консерваторы находятся у власти».