США вернут себе Панамский канал и покорят Марс
Инаугурация 47-го президента США должна была пройти, как и полагается в обществе, воспитанном на образах киногероев комиксов Marvell, с театральной пышностью позднего императорского Рима. Объединенный комитет Конгресса по церемониям отпечатал 220 тысяч пригласительных билетов. Но вмешалась несговорчивая стихия.
В качестве жеста доброй воли и проявления отеческой заботы (все президенты США хотели бы восприниматься в качестве «отца нации») 78-летний Трамп, сославшись на то, что погода будет самая холодная из когда-либо выпадавших на день инаугурации (ожидалось минус 12), призвал сторонников... остаться дома, чтобы никто не простудился.
Сама церемония прошла не на открытом воздухе, не на ступенях здания Конгресса США, а в Ротонде, помещении под куполом Капитолия, в присутствии не более чем 600 привилегированных приглашенных.
Невольно возникли подозрения, что Трамп сделал выбор в пользу Ротонды по соображениям безопасности, не слишком доверяя отвечающей за его жизнь Секретной службе. Как никак все силовики напряглись после обещания новоизбранного президента провести масштабную чистку их рядов от скрытых недругов.
Прорицатели в древнем Рима (авгуры) предсказывали будущее по полету птиц. Они могли бы сейчас напророчить, каким будет внешняя политика США, изучая подбор почетных гостей на инаугурации.
В этом списке не значилась глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, но присутствовала премьер Италии Джорджа Мелони; не был включен британский премьер Кир Стармер, но зато светился широкой улыбкой лидер Партии реформ Найджел Фарадж; не красовался французский маленький император Эммануэль Макрон, но зато выделялся в толпе эксцентричный президент Аргентины Хавьер Милей.
Состоялось и ритуальное действо: чаепитие с Джо Байденом и его супругой как акт условного примирения и символ бесшовной мирной передачи власти. Затем Трамп произнес программную речь.
Накануне, отвечая на вопрос, на чем сделает акцент в своем манифесте,Трамп ответил, что построит его вокруг трех ключевых понятий. Единство,Сила, Справедливость (Unity, Strength, Fairness). Ничего не ново под вашингтонским солнцем: каждый новый лидер, против которого голосовал электорат его противника, обещает учитывать мнение оппонентов во имя «единства» нации.
Ряд пассажей послания «Городу и миру» содержали четко обозначенные приоритеты Трампа. Ожидаемо прозвучала констатация того, что с его приходом в Белый дом «упадок Америки прекратился» (America’s decline is over). В числе озвученных Трампом принятых решений и намерений выделяются следующие (в скобках — краткие авторские комментарии):
• «Объявляю режим ЧС на границе с Мексикой. Мы начинаем процесс возвращения миллионов и миллионов преступников туда, откуда они пришли» (читай: депортации нелегалов быть!)
• «Объявляю наркокартели террористическими организациями» (какие практические действия последуют — непонятно)
• «Я подпишу указ о немедленной отмене всей правительственной цензуры, чтобы вернуть свободу слова в Америку» (декларативно и неконкретно)
• «Объявляю режим чрезвычайного положения в США в сфере энергетики для стимулирования добычи энергоресурсов» (нефтегазовые корпорации становятся фаворитами внутри реального сектора экономики в роли драйверов роста)
• «США выйдут из Парижского соглашения по климату» (что это, как не погребальная песнь «зеленой повестке»?)
• «Мы вернем себе Панамский канал» (как будет осуществляться захват чужой территории?)
Эпатажным посулом, явно навеянным Илоном Маском, прозвучало: «Мы установим американский флаг на планете Марс». В стилистике ура-патриотического лозунга «Сделаем Америку снова великой» и в привычной манере самолюбования Трамп объявил, что американский народ «стоит на пороге четырех величайших лет в истории».
По принципу «с места — в карьер» Трамп подписал первые директивы (указы) в специальной президентской комнате внутри Капитолия.
Самой большой интригой, возникшей накануне, стало обещание Трампа «рассекретить документы, связанные с убийствами Джона Кеннеди и Мартина Лютера Кинга», и вокруг высокотехнологичной операции по уничтожению башен-близнецов 11 сентября 2001 года, якобы осуществленной полуграмотным фанатиком Усамой бен Ладеном.
Публикация этих досье, считает сенатор Алексей Пушков, «если она состоится, сама по себе будет мощнейшим ударом по „глубинному государству“ в США и может перевернуть представления десятков миллионов американцев о собственной стране».
Строго следуя сценарию, перед приведением к присяге певица Кэрри Андервуд в сопровождении хора Вооруженных сил и хорового кружка Военно-морской академии исполнила композицию «Прекрасная Америка» (America the Beautiful). Неолибералов, отвергающих фундаментальные скрепы национального единства, наверняка неприятно резанули строки, в которых в позитивном ключе поминаются пилигримы, первыми ступившие на эту землю. Равно как и поминание христианского бога, «пролившего свою милость», чтобы стремление «к эгоистичной выгоде больше не пятнало знамя свободных людей!» (God shed his grace on thee Till selfish gain no longer stainThe banner of the free!)
На своей первой инаугурации в 2017 году Дональд и Мелания Трамп станцевали под песню Фрэнка Синатры «My Way», что можно перевести как «Мой путь», но и как «В моем стиле». Не стала исключением и повторная церемония восшествия на престол.
Композиция «My Way», переложение французского оригинального шлягера «Comme d’habitude» («Как обычно»), созданного в 1967 году, исполнена глубокого смысла. Финальная строчка гласит: «Моя жизнь — доказательство тому, что я достойно принимал удары судьбы, и делал это по-своему» (The record shows I took the blows and did it my, my way).
Дональд Трамп, как многоопытный реалити-шоумен и пиарщик, примеривает на себя мораль этой песни-размышления человека, который подводит (в этом случае — промежуточные) итоги жизни. Трамп, признаем, действительно все делает... «по-своему».
В советскую эпоху, кто помнит, достойным людям, снискавшим звание дважды Героя Социалистического Труда, воздавали особые почести. Полагалось поставить бронзовый «бюст на родине Героя». Можно было бы предложить муниципальным властям нью-йоркского района Куинс, где родился Дональд Трамп, внук немецких иммигрантов (его деда звали Фридрих Трумп), увековечить в металле славного земляка.
Можно было бы, но бессмысленно, поскольку в Нью-Йорке контрольный пакет акций, то есть власть, принадлежит демократам, которые вряд ли захотят, по популярному английскому выражению, самим себе добавить оскорбление к полученному на выборах увечью (add insult to injury).
Не исключено, что пылкие поклонники Трампа захотят увековечить пришествие того, кого они воспринимают как светского Мессию. Показательно светящееся панно со словами: «Америка вернулась. 20 января 2025 года» (America is back. 20 January 2025). Куда именно вернулась Америка при Дональде Трампе? Скоро узнаем.