Четыре джокера в колоде Трасс

Новый премьер Великобритании объявила состав кабинета.

Лиз Трасс официально стала премьер-министром с согласия Королевы 6 сентября. За благословением пришлось слетать с утра в Шотландию, где Елизавета II проводит свой отпуск, а уже пополудни, вернувшись в Лондон, заняться формированием нового правительства. Впрочем, наверняка еще до объявления результатов претенденты знали, кто будет «ху».

Трасс решила сделать структуру своего правительства более легкой, не в «президентском» стиле. То есть министры получат больше инициативы и больше свободы действий. Следовательно, аппарат Даунинг стрит будет более компактным и облегченным, как был у Тэтчер. Джонсон, к примеру, предпочитал набирать громоздкие дорогостоящие команды и Трасс, еще будучи главой МИД, всегда считала, что «нас тут слишком много». В любом случае, ее соратники еще по избирательной кампании отмечали: «Лиз хочет делать, может, и меньше, но лучше».

«Лиз сражается всегда до конца, никогда не почивает на лаврах, не считает, что что-то даром упадет сверху. Она будет контролировать все сверху, дав министрам больше свободы, пусть занимаются своими делами. То есть попытается покончить с устаревшим групповым мышлением», – считают коллеги из её команды.

Министром внутренних дел назначена Суэлла Брейверман, служившая Генеральным прокурором страны. Она тоже выставляла свою кандидатуру на пост премьера, но потерпела поражение во втором туре голосования. Она – популярная фигура у правого крыла Тори и член так называемой группы «Spartan», которая трижды голосовала против варианта Брекзита Терезы Мэй, что привело к ее отставке и победе более жесткого варианта, предложенного Джонсоном.

Одна из поставленных министру задач – прежде всего покончить с нелегальной миграцией из-за Ла Манша. Здесь надо напомнить, что Британия приняла и пытается воплотить в жизнь идею отправлять всех мигрантов до рассмотрения их дела на пересидку аж в Руанду, причем там согласны. Эта жесткая линия была придумана предшественницей Брейверман на посту министра, и Трасс надеется, что с нее Британия не свернет, несмотря на энергичное противодействие.

Брейверман заняла жесткую позицию в вопросе о преподавании школьникам теории возможности смены пола, заявив, что в младших и средних классах это вообще недопустимо, а что уж рассказывать старшим – это должно решать министерство образования.

Во время референдума по выходу из ЕС Трасс проголосовала «против». А уж потом не только переметнулась в стан брэкзитовцев, но и выступила за отмену Протокола по Северной Ирландии. Он предполагал ускоренную процедуру таможенного досмотра товаров между ЕС, в который входит Республика Ирландия, и северянками, входящими в Соединенное Королевство. Теперь же североирландские таможенники смогут сами определять, применять ли им британские пошлины или нет. Тут у премьера с новым министром внутренних дел полное единодушие.

Министром иностранных дел назначен Джеймс Клеверли. Он два года работал в МИДе вместе с Трасс, пока Джонсон не перевел его на министерство образования. Последние несколько месяцев до почти всеобщей отставки министров он работал министром по делам Европы и в его компетенцию входили вопросы Украины. Поэтому Трасс посчитала, что этот опыт в ближайшее время как никогда пригодится.

Но не только для этого. Клеверли возглавлял некоторое время саму консервативную партию. И Трасс рассчитывает, что соратник поможет ей подготовиться ко всеобщим выборам, которые состоятся в начале 2025 года. Это серьезная задача, поскольку Трасс выиграла партийные выборы, опираясь на правое крыло правых. А всеобщие – это совсем другое дело. Там будут выбирать все британцы и противостоять придется лейбористам, а не только своим соратникам по партии.

Пошел на повышение Квази Квартенг. Он стал министром финансов, а в минфине он трудился секретарем по бизнес-вопросам. Тут впервые за долгие годы – полное совпадение идей у премьера и канцлера казначейства. Он – убежденный рыночник. Так же, как и Трасс, он скептически относится к идее обложить энергетические фирмы непредвиденными сборами вместо жестких, и так же полагает, что снижение налогов для всех приведет к стимулированию экономики и в результате – к росту уровня жизни.

Обороной будет руководить Бен Уоллас. Собственно, он остается на своем посту. Он очень популярен в партии, вплоть до того, что считался фаворитом в борьбе за премьерское кресло. Но практически сразу от этой миссии он отказался. В принципе, если возникнет такая необходимость, он может быть назначен и заместителем Трасс, поскольку Уоллас – один из самых сильных министров в кабинете.

Он известен тем, что занимает весьма жесткую антироссийскую позицию, как, впрочем, и Лиз Трасс. И до и после 24 февраля Уоллас проталкивал идею вооружения Украины и даже вместе с Трасс они поконфликтовали с тогдашним министром финансов Сунаком. Попросили увеличить расходы на оборону на 3 процента.

Во время первой речи Трасс в роли премьера хлынул дождь. Неожиданно для Лондона. Но она не растерялась: «Британия выдержит любую бурю. Будет строить, работать и расти».