Выгоните мигрантов — закроем ваши военные базы

В Центральной Америке 2025 год окрестили «Мрачным» из-за начатой Трампом войны с мигрантами

foto

Фото: Flickr

За несколько месяцев до инаугурации Дональда Трампа начался массовый исход населения из Центральной Америки. Ежедневно, согласно неофициальной статистике, примерно от 3000 до 4000 человек эмигрируют из Гондураса, Гватемалы, Мексики и Сальвадора (вместе взятых) в поисках «лучшей жизни» в Соединенные Штаты. И они же становятся первыми кандидатами на депортацию.


«В первый же день [после моей инаугурации] я запущу крупнейшую в американской истории программу депортации, чтобы избавиться от преступников, — заявил Трамп на митинге в Мэдисон Сквер-Гарден. — Я спасу каждый город и поселок, которые были захвачены и завоеваны, и мы посадим этих жестоких и кровожадных преступников в тюрьму, а затем вышвырнем их к чертовой матери из нашей страны как можно быстрее».


В первую очередь угроза относится к выходцам из Гондураса, Гватемалы, Мексики, Сальвадора и Никарагуа. В общей сложности, по словам Тома Хомана, «пограничного комиссара», бывшего главы иммиграционной и таможенной службы (ICE) США в первой и назначенного на ту же должность во второй администрации Трампа, кампания будет направлена против 1 445 549 граждан из 208 стран, нелегально проживающих в США.

Согласно отчету Американского иммиграционного совета, выступающего за иммиграцию, депортация одного миллиона мигрантов в год обойдется в 88 миллиардов долларов.

Трамп пообещал бороться с «бандами мигрантов» по Закону о борьбе с иностранными врагами 1798 года. «Закон о вражеских иностранцах 1798 года» — это закон военного времени, который позволяет президенту задерживать или депортировать уроженцев и граждан вражеских государств. Закон позволяет президенту преследовать этих иммигрантов без суда и следствия, основываясь только на их стране рождения или гражданстве.

Если к «враждебным странам» по американским понятиям можно отнести Кубу, Никарагуа и Венесуэлу, правительства которых именно Вашингтон десятилетиями пытается свергнуть, то к ним никак не «пришить» Гондурас, Гватемалу, Мексику и Сальвадор. По иронии судьбы эти страны как раз и возглавляют список стран, поставляющих в США наибольшее число легальных и нелегальных мигрантов.

Причем Гондурас стоит первым в списке стран, граждане которых имеют ордер Соединенных Штатов на депортацию — гондурасцев насчитывается 261 651 человек (примерно 5% населения страны). Заместитель министра иностранных дел Гондураса Тони Гарсия заявил, что около 150 000 гондурасцев могут быть уже в ближайшее время задержаны и высланы из США, и это «количество человек не соответствует возможностям» его страны.

На втором месте находится Гватемала с 253 413 мигрантами без документов, на третьем — Мексика с 252 044, на четвертом — Сальвадор с 203 822 мигрантами.

В Гондурасе внутреннее положение катастрофично, в этих условиях легальные и нелегальные мигранты являются одним из основных средств к существованию многих гондурасских семей, существенной статьей дохода государства. Они не развозят в Штатах «Яндекс еду», как правило, это неквалифицированная рабочая сила, занятая в трудоемких отраслях, таких как сельское хозяйство и строительство.

По данным Центрального банка Гондураса (BCH), только с января по декабрь 2024 года в страну поступило денежных переводов на сумму 8 858,3 миллиона долларов, что на 5,5% больше, чем за тот же период 2023 года.

Денежные переводы составляют около 25% валового внутреннего продукта (ВВП) и в последние годы стали одним из основных средств существования граждан.

По данным BCH, более 85% семей, получающих эти деньги, используют их в основном для оплаты расходов на питание, медицинские услуги и образование, а 4% направляют на покупку или улучшение недвижимости. В самом Гондурасе из почти 11 млн человек более 2,3 миллиона сталкиваются с проблемами в области полной или частичной занятости. Около 145 тыс. молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет не имеют работы. Так что при всем желании Тегусигальпа не в состоянии принять сотни тысяч соотечественников. В стране нет работы, система здравоохранения разрушена, а коррупция и отсутствие безопасности — хронические проблемы.

Теперь понятно, почему к новому 2025 году у президента страны Ксиомары Кастро сдали нервы. В послании нации по случаю Нового года Кастро заявила, что «столкнувшись с враждебным отношением и массовой высылке наших братьев, мы должны были бы рассмотреть возможности изменения нашей политики сотрудничества с Соединенными Штатами, особенно в военной сфере, в которой, не платя ни единого цента уже в течение десятилетий, они сохраняют военные базы на нашей территории— то есть нет никакого смысла держать их в Гондурасе».

Если вступивший в должность президента Дональд Трамп проведет массовую депортацию нелегальных иммигрантов без документов, президент Гондураса пригрозила «выдворить американские войска с военной базы», построенной несколько десятилетий назад.

Ответ президента Гондураса Ксиомары Кастро стал первой конкретной попыткой противодействия лидера региона плану Трампа выслать в Латинскую Америку миллионы ее граждан, проживающих в Соединенных Штатах.

Еще будучи кандидатом на пост госсекретаря США Марко Рубио, сказал, что «не ожидал такой смелости» от Кастро и обвинил ее правительство в связях с враждебными Америке Венесуэлой и Никарагуа. Рубио предупредил, что Гондурас при правлении госпожи Кастро может стать «следующей Венесуэлой» в контексте массовой миграции граждан. О том, что количество беженцев из Венесуэлы уступает не только Гондурасу, но и Гватемале и Мексике, Рубио предпочел умолчать.

Кстати, именно победа сандинистской революции сподвигла США на создание в Гондурасе военной авиабазы Сото-Кано, которая является частью более масштабных операций в Центральной Америке. Также известная как база «Пальмерола», она находится в городе Комаягуа примерно в 80 км от столицы Тегусигальпы. Изначально она «вступила в строй» в 1982 году, чтобы сдерживать «коммунистическую угрозу» в регионе. Там готовили боевиков- контрас, а также карательные отряды для борьбы с повстанцами Гватемалы и Сальвадора.

Сегодня в Сото-Кано находится более 1000 военнослужащих и гражданских лиц США, в том числе Объединенная оперативная группа «Браво», присутствие которой министерство обороны США охарактеризовало как «временное, но на неопределенный период».

Это также одно из немногих мест, где могут приземляться большие самолёты, курсирующие между США и Колумбией. Как заявляет Южное командование США, база служит ключевым пунктом для быстрого развертывания американских войск в регионе, в том числе для оказания помощи при стихийных бедствиях и гуманитарной помощи, а также для проведения операций по борьбе с наркотиками.

Еще одна небольшая американская военная база США, известная как CSL Comalapa ( CSL — «Совместные пункты безопасности» ), расположена в Сальвадоре. Она находится в ведении ВМС США и оказывает поддержку Объединённой межведомственной оперативной группе «Юг» (JIATF South), одной из трех оперативных групп Южного командования США (SOUTHCOM).

После заявлений президента Ксиомары Кастро сенатор Майк Ли предположил, что, если Гондурас решится закрыть военную базу на своей территории, она может быть перенесена в Гватемалу, которую он назвал «более дружественной США».

Эрик Олсон, научный сотрудник Международного научного центра им. Вудро Вильсона (Генпрокуратура РФ признала деятельность этого центра нежелательной в России), сказал агентству Al Jazeera, что правительство Гондураса «играет с огнем». «Я не могу себе представить, что президент Трамп спокойно отнесется к угрозам в адрес вооруженных сил США со стороны правительства страны, которую республиканцы, похоже, уже готовы приравнять к Никарагуа и Венесуэле», — сказал он, предсказывая, что двусторонние отношения могут «резко ухудшиться» независимо от исхода дела Сото-Кано.

С 2021 года «Пальмерола» также функционирует как международный аэропорт, принимая коммерческие рейсы, которые ранее приземлялись в опасном аэропорту «Тонконтин» в Тегусигальпе, известном своими короткими взлетно-посадочными полосами и богатой историей аварий. Так что в случае ухода американских военных, Гондурасу достанется современный аэропорт.

Администрации по всей Латинской Америке пытаются понять, как реагировать на решение Дональда Трампа провести «крупнейшую в американской истории операцию по депортации». Этот шаг вызвал волну неприятия со стороны правительств десяти стран Латинской Америки и Карибского бассейна, которые квалифицируют эти действия как несовместимые с правами человека. Несколько стран уже отказались принимать депортируемых из третьих стран, в их числе Сальвадор, Панама и Багамы.

Не складываются по этому вопросу и отношения с Кубой, Никарагуа и Венесуэлой, которые рассматривают политэмигрантов как диссидентов, предателей, а значит, нежелательных людей.

Недавно в Мексике по инициативе президента этой страны Клаудии Шейнбаум и президента Гондураса Ксиомары Кастро состоялась встреча «Мобильность людей на северном маршруте континента».

В совместном заявлении, опубликованном 17 января, министры иностранных дел Бразилии, Белиза, Венесуэлы, Гватемалы, Гаити, Гондураса, Колумбии, Кубы, Мексики и Сальвадора выразили свою «серьезную обеспокоенность» последствиями этих депортаций. Они также обязались «защищать права человека для всех мигрантов» и обеспечивать " их приоритетную защиту от транснациональной организованной преступности, извлекающей выгоду из миграции«, отказались «от криминализации их на всех этапах миграционного цикла».

Клаудия Шейнбаум со свойственной ей иронией заметила: «Мы продолжим демонстрировать, насколько мексиканцы в США вносят важный вклад в экономику Америки. И если бы мексиканцев не было в США, на американских столах не было бы еды».

Так что сделать Америку MAGAлендом (MAGA, Make America Great Again, (буквально с англ. «Сделаем Америку снова великой»), свободным от мигрантов, дело весьма и весьма сомнительное.