Кто станет новым генсеком альянса вместо уходящего через пару недель в финансисты Столтенберга?
13-й по счету генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг, которого когда-то подозревали в связях с КГБ, наконец-то покидает свой пост. За те восемь лет, что норвежец топтал паркет брюссельской штаб-квартиры, он трансформировался из пацифиста и левака в «ястреба» и агрессивного русофоба.
Объявлено, что этот 63-летний политик доработает до 30 сентября, а потом отправится на родину, где его ждет теплое местечко главы Центрального банка. К исполнению новых служебных обязанностей он должен приступить не позднее 31 декабря этого года. Выбор пал на него, так как Столтенберг имеет образование в области финансов, управленческий опыт и обладает, по мнению норвежских властей, глубоким пониманием общественных проблем. Назначение прошло, хотя представители большинства оппозиционных партий, заседающих в стортинге (парламенте), были против. Эти депутаты засомневались в его «политической нейтральности».
Сам Столтенберг, комментируя назначение, подчеркнул, что «благодарен за доверие и рад, что получил работу». Он пообещал в ходе своей ответственной и независимой деятельности исключить политическую предвзятость, хотя является социал-демократом и даже ранее возглавлял правящую Рабочую партию.
После объявления о скором уходе генсека среди чиновников альянса начался «кадровый переполох». Действительно, кто станет его преемником?
Выборы главы НАТО официально не проводятся. Страны-члены блока в рамках консультаций определяют основного кандидата, которого должны поддержать все 30 стран.
Спекуляций на эту тему сейчас предостаточно, но среди наиболее реальных кандидатов на освобождающийся пост называют экс-премьера Великобритании Терезу Мэй, премьер-министра Нидерландов Марка Рютте и бывшего верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерику Могерини.
Среди претендентов «второго эшелона» фигурируют президент Румынии Клаус Йоханнис и премьер-министр Эстонии Кая Каллас.
Рассматриваются также, но не очень рьяно, кандидатуры экс-президента Хорватии Колинды Грабар-Китарович и экс-главы Литвы Дали Грибаускайте.
Вспыхнула новость и столь же быстро погасла о том, что в это кресло якобы метит бывший британский премьер Борис Джонсон. Но это было воспринято как неудачная шутка.
Замечу, что среди реальных кандидатов большинство составляют представительницы прекрасного пола. Феминизм сейчас на Западе в почете. При формировании правительств в ряде ведущих европейских стран (например, в Германии) существует даже «женская квота». В нынешнем кабинете Олафа Шольца министерские портфели разделены поровну между мужчинами и женщинами. К тому же с момента учреждения в 1952 году должности генсека НАТО дама его ни разу не занимала. А это – непорядок. Короче: ищите женщину!
С этой точки зрение наиболее подходящей претенденткой, как считают многие западные аналитики, является Тереза Мэй. Американцам, которые заказывают музыку, выгодно иметь на этом посту представителя туманного Альбиона.
Итальянка Федерика Могерини тоже в целом подходит. Занимая пост главы внешнеполитического ведомства Евросоюза, она приобрела необходимый опыт.
А нидерландский политик 55-летний Марк Рютте вообще считается одним из наиболее перспективных политиков Старого Света, который занимает пост премьера с 2010 года (почти 12 лет, скоро Меркель догонит!).
Однако далее начинаются закулисные натовские игры. Мэй, по мнению европейцев, не очень подходит, так как американцы вместе с британцами в этом случае окончательно подомнут под себя альянс.
Моргерини, дескать, скомпрометировала себя тем, что в начале своей карьеры в ЕС была ярой сторонницей развития отношений с Россией. Потом, правда, исправилась...
Рютте не подходит в связи с тем, что не так давно во главе НАТО уже был представитель Нидерландов. Непорядок, понимаешь!
Одни говорят, что надо бы выдвинуть представителя Прибалтики. Их оппоненты считают, что сейчас, когда вовсю полыхает украинский кризис, не время для подобных экспериментов.
Короче, подковерная борьба идет как на уровне брюссельских чиновников, так и во всех 30 странах-членах блока. Каждой хочется иметь своего представителя в главном кресле НАТО.
Причем никого не смущает, что на роль преемника смотрятся люди, весьма далекие от дел военных. Дело нового генсека, имя которого мы узнаем вскоре, – говорить, а управлять войсками будут обученные люди. Вон в той же Германии три последних министра обороны – женщины! Они, конечно, изрядно развалили бундесвер, но как браво смотрелись и смотрятся, командуя немецкими вояками.
К тому же НАТО – это структура, в которой чего только нет. Как недавно сообщил представитель отдела общественной дипломатии альянса, в рамках программы НАТО «Наука ради мира и безопасности» (SPS, Science for Peace and Security) ученые по заказу военных тестируют возможность использования роя пчел для поиска взрывных устройств, мин и неразорвавшихся боеприпасов.
Не исключено (как это экзотически не звучит!), что на вооружении натовских саперных подразделений в скором будущем появятся пчелиные ульи.
Во всяком случае, для этого все делают солидные исследователи из шотландского Сент-Эндрюсского университета и их коллеги из Баня-Лукского университета (Республика Сербская, Босния и Герцеговина). На гранты SPS они изучают уникальную способность пчел обнаруживать различные взрывоопасные предметы. Причем делают это полезные насекомые даже эффективнее, чем, предположим, собаки-саперы, которые к тому же не умеют летать. Исследования, к которым привлечены также и ученые из Хорватии, ведутся с 2017 года и близятся, судя по всему, к финишу. Если «пчелиный проект» завершится успешно, то это будет первый случай, когда насекомых реально призовут на действительную военную службу.
Программа SPS представляет собой специфический инструмент альянса, с помощью которого осуществляется содействие развитию сотрудничества и диалога со всеми его партнерами на основе научных исследований, инноваций, обмена опытом. Ежегодно на эти цели выделяется $12,1 млн. К осуществлению проектов за этот период привлекают около 10 тыс. специалистов и более 400 научно-исследовательских институтов стран НАТО и государств-партнеров.
Вот некоторые последние крупные проекты SPS: улучшение водоснабжения Египта; мониторинг-оценка загрязняющих веществ и радионуклидов в реках Кура и Аракс; виртуальный «Шелковый путь» (высокоскоростная Интернет-связь через спутник или волоконную оптику) для университетов и государственных научно-исследовательских институтов на Кавказе и в Центральной Азии (включая Афганистан); система STANDEX для дистанционного обнаружения террористов-смертников и взрывчатых веществ в местах массового скопления людей.
Так что новый глава НАТО должен быть не только женщиной, предпочтительно – из Прибалтики, но и пчеловодом. По совместительству.