Напористый стиль правления 47-го президента США, не оставившего оппонентам ни одного шанса, чтобы опомниться, проявился в пулеметной очереди (заранее подготовленной его помощниками) исполнительных указов в первый же день
Отстраненный после первого срока от кормила власти президент-мститель, не мешкая, отменил 78 указов и меморандумов за подписью его предшественника Джо Байдена и уволил 1000 сотрудников его администрации. Попутно, как и обещал, помиловал и освободил участников «штурма» Капитолия 6 января 2021 года, протестовавших против более чем вероятных махинаций с голосованием по почте, что позволило выиграть выборы демократам.
Помимо этого громкого, но ожидаемого обнуления решений Джо Байдена свое возвращение на капитанский мостик Трамп ознаменовал ультиматумом в адрес России. Обращаясь в третьем лице к Владимиру Путину, повторно избранный квартирант Белого дома заявил: «Он должен заключить сделку. Я думаю, он разрушает Россию, не заключая соглашение».
Сбалансировав свое высказывание фразой «Я уважаю Россию и русский народ», Трамп перешел на язык требований: если Москва не откажется прекратить вооруженный конфликт, то США введут «новые налоги и санкции».
Контуры того, что Трамп называет в присущей ему как бизнесмену манере «сделкой», были уже обозначены и сводятся к прекращению огня, но никак не создают условия для заключения долгосрочного мира. Между тем, выступая на совещании с участием членов Совета безопасности, Владимир Путин снова повторил: «Самое важное здесь – устранить первопричины кризиса, о которых мы много раз говорили, это самое главное». Трамп и его окружение не могут не знать эту принципиальную позицию Москвы.
Комментируя угрозы нового раунда финансово-экономической войны, пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков заявил: «Каких-то новых элементов мы здесь не усматриваем. Вы знаете, что Трамп в первую итерацию своего президентства наиболее часто прибегал к санкционным методам».
Складывается впечатление, что Трамп просто отработал свой маневр по теме, по которой неоднократно высказывался, – заранее зная, каким будет результат.
Каков прогноз? Серьезные переговоры неизбежны. Но с учетом особенностей англосаксонской психологии (на Западе в не меньшей степени, чем на Востоке боятся потерять лицо) они будут вестись на начальном этапе вне публичного пространства. Жестко и прагматично. Иного не дано.
Что касается верно понятого Трампом наказа избирателей привернуть фитиль внешнеполитического миссионерства, в чем поднаторели демократы, то сразу после инаугурации в официальном бюллетене Белого дома (Briefings & Statements) в краткой форме – всего четыре позиции – перечислены «Приоритеты» 47-го президента США. Вряд ли можно найти более наглядную иллюстрацию тому, что для Трампа на первом месте – наведение порядка в собственном доме и умиротворение, как минимум, половины народонаселения, пребывающей в состоянии хронического огорчения от навязанных обществу неолиберальных догм и финансовых неурядиц.
Открывает список тезис «Сделать Америку безопасной снова». Трамп возобновит сооружение стены на границе с Мексикой, отменит практику предоставления убежища нелегальным мигрантам, усилит режим проверок прибывающих в страну иностранцев. В помощь пограничникам будут направлены военнослужащие регулярной армии и Национальная гвардия. Показательно: в этом документе ни разу не упоминается план провести депортацию незваных чужаков.
Начнется последовательное изничтожение наркокартелей, которые отныне приравнены к террористическим организациям и против них можно будет применять «Закон о чужеземных врагах» (Alien Enemies Act), принятый 6 июля 1798 года. Главным врагом назван преступный синдикат »Трен-де-Арагуа» (родом из Венесуэлы), который за несколько лет разросся и превратился в многопрофильную транснациональную криминальную корпорацию.
На втором месте стоит обещание сделать продукцию сектора энергетики «снова доступной» и тем самым превратить США в «доминирующую» силу на мировых энергетических рынках. Тем самым будет прекращена «политика климатического экстремизма Байдена». Америка выйдет из Парижского соглашения по климату.
Все вместе это «положит конец лизингу крупных ветряных электростанций, которые ухудшают наши природные ландшафты и не могут удовлетворить американских потребителей энергии».
Это означает, что »зеленая повестка» сдана в архив, а ископаемые виды топлива, такие как нефть и природный газ, снова начнут играть роль второго, после денег, кровотока для экономики, которую Трамп намерен взбодрить с помощью реиндустриализации.
На третьем месте перед командой Трампа стоит задача «Осушить болото» (Drain Thе Swamp). Это зачистка государственного аппарата, чтобы «положить конец наплыву бесполезных и дорогостоящих активистов DEI» (Diversity, equity, and inclusion, то есть «Разнообразие, равенство и инклюзивность»).
В той Америке, что воспринимает себя как «законопослушную и богобоязненную», появилось понимание, чем ей угрожают пророки лжеучения о DEI. Это ведет к превращению »гендерной флюидности» в достоинство при соискание должности в структурах власти, а подбор кадров проходит не по принципу профессионализма и опыта, а по наличию правильного цвета кожи (небелого) и принадлежности к сексуальным меньшинствам и одному из 72 гендеров.
В этом же разделе присутствует пункт об отмене «противоречащей Конституции цензуры», что служит сигналом для мейнстримовской, преимущественно неолиберальной прессы, чернившей репутацию Трампа, начиная с 2015-го предвыборного года. Мотив прозрачен: республиканская команда победителей хочет не допустить использования СМИ как «оружия против политических конкурентов».
В четвертом разделе содержится клятва «Вернуться к американским ценностям», что расшифровано довольно скупо. Это запрет трансгендерам-мужчинам принимать участие в соревнованиях по женским видам спорта. И еще – что важнее – это отсыл к необходимости «должным образом чтить историю нашей нации», а это перечеркивает усилия демократов сделать «Критическую расовую теорию» (возникла еще в 60-е годы XX века) обоснованием для дегероизации истоков государственности США и, в частности, отцов-основателей как носителей идеи единства общества.
Симптоматично, что о замыслах на внешнеполитическом треке в этом манифесте – ни слова. За исключением чеканной фразы: «Госдепартамент США будет проводить внешнюю политику под лозунгом «Америка на первом месте» (America – First).
По инсайдерской информации, полученной британской газетой Daily Mail, министерство иностранных дел (Государственный департамент США) будет подвергнуто вивисекции. Чистка коснется верхних этажей: в отставку будут отправлены все заместители госсекретаря и все сколь-нибудь значимые дипломаты.
Уходит после трех десятков лет на службе бывший посол США на Украине Джеффри Пайетт, который вместе с бывшей заместительницей госсекретаря США Викторией Нуланд сразу после майдана, словно прокуратор на оккупированных землях, обсуждал, кого они назначат президентом и премьером киевской лимитрофии.
Отстранены от участия в выработке политики по «украинскому кейсу» многие чиновники высокого ранга, часть которых откликалась на заявки лоббистов киевской хунты далеко не бескорыстно. По совокупности эти кадровые перемены могут создать более благоприятный фон для нахождения компромиссных решений для прекращение военных действий на украинском ТВД, которые ведут США руками НАТО.