Пекин захватывает командные высоты в ключевых сферах развития производства.
Грядет ХХ съезд Коммунистической партии Китая, который состоится в середине октября текущего года, и, как говорят в Поднебесной, будет историческим. Ну, а какой же съезд без итогов и подарков? По части подведения итогов китайцы сделают все, как положено. Тем более, что и придумывать ничего не надо: результаты работы за прошедшие 5 лет фантастические. А вот подарок к съезду преподнесли канадцы. Да еще какой!
Как сообщила недавно гонконгская газета South China Morning Post, канадская исследовательская компания TechInsights сделала вывод: ведущий китайский производитель чипов, компания SMIC, уже производит микрочипы размером 7-нанометров и, вероятно, даже еще меньше. Это ставит ее в один ряд с лидерами этой сферы – американской компанией Intel, тайваньской TSMC и корейской Samsung.
Если кто не знает, то чем меньше микропроцессор – тем он технологичнее, лучше. Китайский производитель чипов SMIC, который, кстати, находится в санкционном списке США и сталкивается с дополнительными ограничениями на импорт современного оборудования, естественно, отказался комментировать эту информацию. Как пишет гонконгская газета, финансовые отчеты компании также не содержат никаких упоминаний о технологии 7-нм класса. Китайцы в таких делах очень осторожны и о своих достижениях, пока не будут уверены в своем абсолютном превосходстве, кричать не станут.
Но, похоже, что канадцы здесь не ошибаются. Тем более, что они исследовали чип из устройства для майнинга криптовалют, изготовленного в Китае. И достоверно убедились, что микрочип – самого высокого класса.
В общем-то это не так уж удивительно. Начнем с того, что китайским производителем чипов SMIC ныне руководит Лян Мунсун – «аксакал» тайваньской полупроводниковой промышленности, который ранее был исполнительным директором мирового полупроводникового гиганта – тайваньской TSMC. В какой-то момент Пекин сделал ему такое предложение, от которого он не мог отказаться, и Лян перебрался на историческую родину. Вот результат.
Впрочем, успех был достигнут далеко не только из-за участия тайваньского специалиста. К тому же эта находка, судя по всему, лишь одно из свидетельств высочайшего уровня, который был достигнут Китаем в сфере разработки и производства микропроцессоров. И таких находок будет, наверняка, очень много. Причем успех достигнут благодаря и вопреки США, которые уже давно пытаются не допустить Китай к высоким технологиям и затормозить научно-технический процесс в этой стране. Последняя попытка была предпринята Вашингтоном совсем недавно. Палата представителей конгресса США 28 июля 2022 г. одобрила так называемый «CHIPS Act». Согласно этому закону, бюджет США выделил $52 млрд «на поддержку развития производства полупроводников на территории страны». Эти деньги пойдут на субсидии компаниям, расширяющим и создающим производства чипов в США. Условие получения субсидий – отказ от инвестиций и расширения производственных мощностей в Китае в течение последующих 10 лет. Но выходит, что американцы и здесь просчитались, а китайское руководство и народ переиграли своих западных партнеров и выигрывают эту «гонку за чипами».
По оценкам специалистов, для этого потребовалось около 20 лет «упорного труда» и $200 млрд госинвестиций. Остальное сделали бизнес и лучшие инженеры, которые были подготовлены в Китае и приглашены из-за рубежа. Ныне в отрасли производства и разработки полупроводников в КНР трудятся около 500 тыс. человек, и эта численность в ближайшее время будет доведена до 715 тыс.
Так делается импортозамещение по-китайски. В 2014 году для прорыва в этой области (видимо, под влиянием «Крым – наш» и западных санкций в отношении России) в КНР был создан China Integrated Circuit Industry Investment Fund (CICIIF) – «Большой фонд» по полупроводниковым технологиям. Тогда же к нему прибавились еще 15 региональных филиалов, которые выбирали и финансировали разработки. Производители микрочипов в Китае были преимущественно освобождены государством от налогов, что дало дополнительный импульс развитию наноотрасли. С 2014 года в КНР открылось 110 производственных объединений, выпускающих полупроводниковую продукцию. Ныне строится еще 38 фабрик. Только в 2020 году в Китае было создано 22800 стартапов, имеющих то или иное отношение к полупроводниковой промышленности. Эти усилия (под неусыпным контролем и руководством КПК, разумеется) не могли не дать ощутимые плоды.
История с полупроводниками очень напоминает ситуацию с суперкомпьютерами. Не так давно газета Financial Times со ссылкой на специалистов возвестила миру о том, что Китай наголову превзошел США в разработке и производстве самых мощных и быстродействующих компьютеров. По данным газеты, из 500 самых продвинутых суперкомпьютеров в мире 186 – китайские, по сравнению со 123 американскими. Обладание такой технологией и парком таких машин влечет за собой лидерство в других критически важных областях и разработках. Как объяснял автору этой заметки в 2018 году помощник министра иностранных дел КНР, а ныне посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, это яркий пример бесполезности санкций, которые вводят США в отношении Китая. «Еще 20 лет тому назад в Китае была принята собственная программа разработки и производства суперкомпьютеров. Запрет США на поставки такого оборудования лишь привел к ее активизации. В результате Китай не только догнал США, но и стал абсолютным мировым лидером в этой области», – утверждает посол Чжан. То же можно сказать и о таких сферах, как неуглеродная энергетика, электромобили, квантовые компьютеры, космические технологии, сети связи и о многих других.
Но мало принять программу и обеспечить ее финансирование. Надо осуществлять должный контроль за реализацией. Судя по всему, в Китае с этим все в порядке. В последние месяцы в центре внимания СМИ история, связанная с расследованиями в отношении министра промышленности и информатизации КНР Сяо Яцина, а также лиц, ответственных за реализацию программы разработки и производства полупроводников. Именно Сяо отвечал за развитие высокотехнологического сектора экономики – производства полупроводников, электромобилей, сотовых сетей пятого поколения (5G) – и, в частности, производства электронной продукции, такой, как интегральные микросхемы. И вот он не попал в списки делегатов на ХХ съезд КПК, а это, как минимум, крах карьеры. Чиновника подозревают в «серьезных нарушениях партийной дисциплины и закона». Расследование ведут Государственный надзорный комитет КНР и Центральная комиссия Коммунистической партии Китая (КПК) по проверке дисциплины. Что не сулит ничего хорошего подозреваемому, поскольку Комиссия занимается борьбой с коррупцией и злоупотреблениями среди руководства. В ее задачи входит первичное изучение поступивших материалов, затем дела передаются правоохранительным органам.
По информации крупнейшего китайского делового портала Caixin, под следствием также оказался Дин Вэньву, глава того самого китайского инвестиционного «Большого фонда», который вкладывал в национальную полупроводниковую отрасль и призван был обеспечить импортозамещение на этом ключевом направлении. В середине июля дело было возбуждено и в отношении Лу Цзюня, одно время возглавлявшего Sino IC Capital, управляющую компанию «Большого фонда». Именно Лу и Дин играли ключевую роль в выборе объектов инвестиций. Руководитель другого фонда, связанного с CICF, по сообщениям СМИ, был арестован. Расследование ведется и в отношении бывшего председателя совета директоров китайского ИТ-гиганта Tsinghua Unigroup Чжао Вэйго. Холдингу, в частности, принадлежат разработчик микрочипов Unisoc и производитель компьютерной памяти Yangtze Memory Technologies.
То есть, несмотря на успехи, о которых сообщила гонконгская газета со ссылкой на канадскую исследовательскую компанию, руководство КНР не все устраивает в этой сфере. В период с 2020 по 2025 годы по национальной программе «Сделано в Китае-2025» планировалось потратить на развитие высоких технологий, в том числе на производство современных микропроцессоров, около 1,4 трлн долларов США. Судя по всему, относительно эффективности использования этих средств есть вопросы. Тем не менее план, который предусматривает к 2025 году производство 70% необходимых КНР микропроцессоров китайскими компаниями, наверняка будет реализован.
А что это может означать для КНР и остального мира? Во-первых, Китай избавится от зависимости от США в этой ключевой сфере, от которой зависят многие и многие отрасли промышленности и направления развития. Это приведет к радикально иной расстановке в торговых отношениях КНР с США. Резко снизится зависимость КНР и от ключевого производителя и поставщика микропроцессоров – тайваньской TSMC, а это существенно изменит ситуацию во взаимоотношениях с Тайванем. Кроме того, обострит конкуренцию на мировом рынке, подорвет монополию TSMC. В какой-то мере развяжет руки Пекину в реализации его плана мирного возвращения Тайваня «в лоно родины».
Как известно, после введения санкций в отношении России, тайваньская TSMC под давлением американцев прекратила всякое сотрудничество с нашей страной. И вот теперь перед нами стоит нелегкая задача: перенести производство процессоров отечественной разработки «Эльбрус» с Тайваня на фабрику «Микрона» в Зеленограде. В СМИ сообщалось, что 2012 году там было освоено производство по техпроцессу 90 нм. (90 у нас и 7 – в Китае). Для начала производства «Эльбрусов», по официальным оценкам, потребуется «около года и несколько миллиардов рублей». Специалисты говорят о годах работы и десятках миллиардов. Справимся ли?
Пока что отставание нашей индустрии микропроцессоров от мировой – существенное. Стоит вопрос: готова ли будет КНР поделиться технологиями в этой области или хотя бы поставлять необходимую нам номенклатуру современных микропроцессоров? Частично ответ на этот вопрос будет дан и на ХХ съезде КПК, который определит стратегию Китая на ближайшие 5 лет.