Каналы преткновения

Южный континент поставлен перед выбором: либо все — Белому дому, либо — ничего себе

foto

Фото: Flickr

Не успел Конгресс США утвердить окончательные итоги президентских выборов в стране, как Дональд Трамп и его команда объявили «войну всем врагам и недругам». И почему-то первой в списке оказалась Панама, самая проамерикански настроенная страна Южного континента, которую уже в своей инаугурационной речи Трамп упомянул аж шесть раз — больше, чем любую другую. Но не с тем, чтобы прославить, а чтобы унизить.

Чем провинилась маленькая страна? Тем, что в Панамском канале тайно «засели китайцы и оттуда плетут свои сети против свободной Америки».

И Трампа понесло. «Прежде всего, Китай управляет Панамским каналом, а мы отдали его не Китаю, мы отдали его Панаме, и мы забираем его обратно!», — заявил Трамп. А в своей социальной сети Truth он заявил, что к каналу были «направлены китайские солдаты» и что «Панаме теперь срочно приходится убирать 64% (!) указателей, написанных на китайском языке». «Они повсюду в Зоне», ужаснулся Трамп, которому невдомек, что «Зона» — бывший американский анклав, граничивший с каналом, — не существует с 1979 года. Аналитики вообще сомневаются, знает ли хозяин Белого дома в лицо и по имени того, кто сегодня стоит во главе Панамы.

Главное — «вырвать Панамский канал из лап Пекина». Тем более, что как таковых вооруженных сил у Панамы нет, а так называемые «вооруженные военизированные формирования», занимающие по рейтингу The GlobalFirepower 2025 года 136-е из 145 мест в мире, оказать какое-никакое сопротивление в состоянии только «крысиному королю». И то не факт.

Но на сегодня Панамский канал — единственный короткий, а потому и самый рациональный путь из Тихого в Атлантический океан и обратно. И в этом все его богатство и вся его беда. А нужен он сегодня глобалистам для стравливания Северной Америки и Китая на Индо-Тихоокеанском театре военных действий уже в ближайшее время.

Вряд ли сам Трамп, которому мировой глобальный истеблишмент позволил прийти к власти во второй раз, это недопонимает. Ему поставлена вполне четкая задача вести политику конфронтации с Китаем. Если представить, что в ближайшие годы такая война разразится, то оперативный маневр через Панамский канал силами и средствами ВМС США, несущими сейчас службу в Атлантическом и Тихом океанах, приобретет первостепенное значение для Пентагона.

Что может помешать? Как и кем могут быть попраны геополитические интересы США? Парадоксально, но факт — в первую очередь, самой Америкой. Именно имперская, протекционистская политика Вашингтона, который «превыше всех», подталкивает южных соседей заняться поиском собственного места в международном разделении труда. И не последнюю роль играют поиски решения выхода к двум океанам. Причем не без помощи все того же Китая.

В середине ноября прошлого года в Перу был открыт глубоководный порт Чанкай. Общие инвестиции составили 3,4 млрд долларов США, причем доля китайской логистической компании China COSCO Shipping в проекте составляет 60%. Порт располагает четырьмя глубоководными причалами, способными принимать крупнейшие в мире контейнеровозы. И уже сейчас готов обслуживать как Перу, так и Чили, Колумбию, Эквадор и ряд других южноамериканских стран.

В Центральной Америке Гондурас планирует приступить к реализации амбициозного проекта по соединению Тихого и Атлантического океанов с помощью «сухого канала», который соединит по железной дороге порты двух океанов. Протяженность суши, отделяющей Тихий океан от Атлантического в Гондурасе, составляет около 300 километров. Ожидается, что строительство стоимостью 20 миллиардов долларов займет более 10 лет.

Президент Гондураса Ксиомара Кастро заявила, что «межокеанский поезд, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, — это проект, представляющий национальный интерес, способствующий экономическому и социальному развитию Центральной Америки».

Среди стран, уже проявивших интерес к этому амбициозному проекту, — Китай, Италия, Испания, Япония, Южная Корея, Катар и... США.

Мексика в декабре 2023 года запустила свой новый железнодорожный проект, который соединяет Мексиканский залив с Тихим океаном, пересекая узкий перешеек Теуантепек. Тогдашний президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор, открывая Трансокеанскую железную дорогу, назвал ее «историческим достижением в развитии страны».

Через перешеек проложен 188-мильный железнодорожный коридор, по которому к 2033 году можно будет пропускать по 1,4 миллиона единиц подвижного состава в год.

Этот проект стоимостью 2,8 миллиарда долларов призван, по мнению мексиканских властей, стать альтернативой перегруженному Панамскому каналу.

Понятно, что это не нравилось предыдущей и не нравится нынешней администрации Белого дома. Возможно, отсюда и введение 25-процентного тарифа на все товары, поступающие из Мексики в США.

Идея конкурировать с Панамским каналом не покидает и президента Никарагуа Даниэля Ортегу. На XVII бизнес-саммите Китай — страны Латинской Америки и Карибского бассейна в ноябре прошлого года он представил проект канала протяжённостью 445 километров, который соединит глубоководный атлантический порт Блуфилдс с тихоокеанским портом Коринто. Его ширина составит от 290 до 540 метров, а глубина — 27 метров. Причем примерно 105 километров и прокапывать не придется — они пройдут прямо по акватории огромного пресноводного озера тектонического происхождения Никарагуа. К строительству Манагуа пригласила Китай и Россию.

На моей памяти разговоры об этом шли уже в 80-е годы прошлого века: сандинисты активно уговаривали Москву, но горбачевский Кремль отнесся вяло к этому проекту. Полным ходом шла перестройка. У России тогда еще была база на Кубе, которая эффективно решала тактические и стратегические задачи, но ее Москва, чтобы не обострять отношения с США была готова ликвидировать. А уж затевать проект межокеанского канала в Никарагуа никто тем более не собирался.

Только представим себе. Кратчайшее расстояние из Никарагуа до южных границ США — 2880 километров. Как отмечал политолог Сергей Ищенко:


«Сущий пустяк для нашего „Орешника“, который способен из наземных пусковых установок бить вдвое дальше. Примерно такая же дальность полета и у отечественных стратегических крылатых ракет авиационного базирования типа Х-101. В первом приближении это же верно и для корабельных „Калибров“».


Легко представить, какая истерика охватит Пентагон, когда наши и китайские крейсеры и авианосцы встанут на боевом рейде по обе стороны Центральной Америки. А наши МиГи и Сушки будут взлетать и кружить над нейтральными водами у американских берегов!

И Панамский канал, по обе стороны которого также встанут крейсеры и авианосцы USA, но который находится южнее и дальше от североамериканских границ, тут не поможет.

Грандиозный проект строительства канала между Карибским морем и Тихим океаном получил новый импульс к реализации в конце прошлого года. Тогда Никарагуа и пригласила Китай и Россию принять в нем участие. Российским компаниям предложено разработать технико-экономическое обоснование для строительства Великого трансокеанского канала через Никарагуа. Ожидается, что его пропускная способность будет значительно выше, чем у Панамского канала.

Посол России в Никарагуа Михаил Леденёв заявил 21 декабря, что правительство России изучает возможность участия в реализации проекта строительства мега-межокеанского канала в Никарагуа. Отказаться от такого предложения — самоубийству подобно. Китай также не отказывается от многообещающего проекта.

Главный вопрос — как обеспечить безопасность строительства.

Мечта Трампа поднять звездно-полосатый флаг США над Панамским каналом реальна. Но это обойдется ему гораздо дороже, чем он рассчитывает. Но серьезные аналитики считают, что в действиях Трампа скрыта более масштабная стратегия вмешательства США в мироустройство Латинской Америки и мира.

Джеймс Карафано из Фонда «Наследие», который, как утверждают, разработал уже не одну стратегию для администрации Трампа, в том числе «Проект 2025», пишет, что возрожденная доктрина Монро «будет включать в себя партнерские отношения США со странами-единомышленниками в регионе, которые разделяют общие цели, такие как ослабление влияния России, Китая и Ирана».

Высказывания Трампа о Панамском канале, Мексике, Канаде и Гренландии предвещают решительные, включая военные, действия для смены режимов в странах, которые являются реальными противниками Америки. Репетиция проводится на нелегальных иммигрантах с введением тарифных и иных санкций. Поначалу одни, как президенты Колумбии, Мексики и Гондураса, возопили и «слились». Другие, как президенты Аргентины, Парагвая, Сальвадора, ждут приказа к действию; третьи — лидеры Бразилии, Чили и Уругвая — притихли. Четвертые — Перу, Коста-Рика, Гватемала — в ожидании. И лишь меньшинство — Куба, Венесуэла, Никарагуа и отчасти Боливия — остались принципиальны в своей позиции. Первых и вторых уже сломали и, вероятно, вскоре перекроют кислород. Третьих возвели в ранг смотрящих в рот «друзей». Четвертых вообще не учитывают. А последние как были, так и остались врагами, на которых обрушится весь неправедный гнев новых центурионов. В общем, полный трампец.