На фоне украинского кризиса в Берлине разворачивается опасная дискуссия о целесообразности демонтажа советских танков, установленных на мемориалах погибшим воинам-освободителям.
Итак, министр обороны ФРГ Кристине Ламбрехт в субботу (1 октября) наконец-то добралась до Украины. В отличие от главного германского дипломата, представительницы «зеленых» Анналены Бербок, которая буквально прописалась в украинской столице и даже (в каске и бронежилете) – на передовой, Ламбрехт решилась на этот шаг впервые с начала СВО. В Одессе (а не в Киеве, как это обычно делают западные политики) она встретилась со своим украинским коллегой. Милитари-фрау приехала с «подарком»: в ближайшее время, дескать, Германия поставит незалежной немецкие самоходные зенитно-ракетные комплексы средней дальности IRIS-T-SLM. Его управляемые ракеты могут сбивать воздушные цели на расстоянии до 40 километров и на высоте до 20 километров. Гостья особо подчеркнула, что этой современной системы ПВО еще нет на вооружении бундесвера (!).
Как и положено в таких случаях, дама обсудила с представителями ВСУ положение на фронтах и использование военной техники, которую Германия уже поставила Украине. Речь, в частности, идет о зенитных самоходных установках Gepard: на данный момент ФРГ передала 30 ЗСУ и 6000 боеприпасов к ним.
Напомню, что с «Гепардами» связана история, которая не красит Ламбрехт. Ранее она публично обещала, что 30 ЗСУ будут отгружены в течение мая, а остальные 20 – до 25 июня. На самом деле техника (и то – в количестве 30 штук) поступила лишь в середине августа. Оказалась, что к списанным с вооружения бундесвера установкам нет боеприпасов. Их пришлось в срочном порядке покупать... у Бразилии.
Ее украинский визит прошел в условиях строжайшей конспирации, заранее не анонсировался. Во время пребывания в городе сработала (взаправду или постановочно, кто его знает...) воздушная тревога. Гостью тотчас эвакуировали в бомбоубежище. Это дало ей повод после заявить: «Я на себе испытала, как беспилотники мучают население». Что тут скажешь: кто воевал, имеет право...
57-летняя Ламбрехт (СДПГ) до начала своей «военной» карьеры была министром по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодежи. И пороха точно не нюхала. Впрочем, это обычное явление для ФРГ. Ее предшественницами были две другие воинственные дамы. Общими усилиями они изрядно развалили бундесвер.
К нынешней главе оборонного ведомства в правительстве вообще отношение специфическое. Это она в самом начале СВО растрезвонила о решении отправить на Украину 5 тысяч бэушных военных касок. Над ней посмеивалась вся Европа, а президент Зеленский был обижен до слез. Позднее она проболталась (без согласования с канцлером), что он хочет прикупить у США 35 многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35А Lightning II, которые могут нести американские водородные бомбы, находящиеся на складах в Европе. Олаф Шольц был недоволен.
Однако вернемся к одесской истории. Что касается поставок танков Leopard и боевых машин пехоты Marder, которых требует Киев, Ламбрехт к разочарованию украинских вояк повторила принципиальную позицию правительства: Германия «не будет действовать в одиночку, без договоренности с другими западными партнерами».
В последние дни канцлер Шольц неоднократно действительно напоминал, что Германия не будет действовать в вопросе поставок на Украину машин пехоты и танков немецкого производства без координации с союзниками по НАТО. Недавно газета Die Welt со ссылкой на украинские правительственные круги сообщила, что он отклонил просьбу правительства незалежной о поставках современных танков. Немецкая машиностроительная компания Krauss-Maffei Wegmann еще в апреле была готова отгрузить Киеву 100 танков Leopard 2A7, но Шольц отказался одобрить экспортную лицензию.
И все же танковая тема будоражит умы бундесбюргеров и немецкой политической элиты. На фоне украинского кризиса в Германии разгорелась другая дискуссия. Она тоже касается грозных боевых машин, но не тех, о которых мечтает Киев.
Речь о советских танках, которые в конце Второй мировой войны штурмовали Берлин. В частности, два Т-34, как символ нашей Победы, входят в комплекс Мемориала павшим советским воинам в Тиргартене (берлинский район Митте). Он находится в 500 метрах от здания бундестага и Бранденбургских ворот, в 600 метрах от российского посольства.
Депутат берлинского парламента 44-летняя Штефани Бунг (ХДС) заявила: «Мемориалы должны быть сохранены, но я требую демонтажа советских танков и самоходных орудий, которые стоят на постаментах в Германии». Напомню, что в 1990 году в так называемом договоре «два плюс четыре» о воссоединении Германии было прописано, что немецкие власти обязаны сохранить в неприкосновенности все советские памятники и ухаживать за ними.
Так вот, Бунг считает, что пора начать широкую дискуссию о том, могут ли «орудия войны», являясь частью памятных мест, находиться в публичном пространстве. «Как мы будем объяснять своим детям и европейским соседям, что советские пушки и танки в Германии считаются символом мира, когда Россия уже много лет борется против европейских ценностей и ведет жестокую войну против Украины», – резюмирует она.
«Страны Балтии показывают, что время советского оружия и монументов победы прошло, и их нужно последовательно убирать», – говорит Бунг. Танки, по ее мнению, являются «материализованными символами насилия», которые созданы для убийства, запугивания и подчинения людей.
Другой, более изощренный, подход у немецкого историка Виланда Гибеля. С одной стороны, он против сноса советских Т-34. «Они потому стоят здесь, что Германия начала Вторую мировую войну, которая унесла жизни 27 миллионов советских граждан. Среди них было 8 миллионов украинцев», – утверждает он.
Однако, с другой стороны, танк, как он считает, является «символом преступлений в ходе войны на Украине». В этой связи Гибель предложил временную инсталляцию – установить напротив российского посольства в Берлине подбитый ВСУ российский танк. Это предложение, правда, было пока отклонено. Городские власти высказались против инсталляции, так как существует вероятность, «что в разрушенной военной машине погибли люди и такая демонстрация неприемлема». Историка ответ не удовлетворил, он сейчас оспаривает это решение в суде.
Кстати, в другом берлинском районе Шарлоттенбург не так давно стараниями тогдашнего украинского посла-хама Андрея Мельника была открыта провокационная выставка «Завещание Бучи». В качестве экспоната на ней был представлен сгоревший автомобиль, в котором, по версии Киева, в результате «российской атаки погибли три женщины и 14-летний подросток».
…Немцам не следует забывать, что реальная жизнь – это не компьютерная «стрелялка». Как бы Германия, позабыв о прошлом, снова не заигралась в танки.