В мире сейчас почти 750 миллионов человек не умеют ни читать, ни писать. А сколько неграмотных в ведущих западных странах?
Древнегреческий комедиограф Менандр когда-то изрёк: «Неграмотный человек – это зрячий слепец». Действительно, грамотность – это не только знание азбуки, но и показатель развития общества в целом и личности в частности, важнейшее условие для формирования активной гражданской позиции. Человеком, не познавшим букварь, легко манипулировать, он охотно поддается любой пропаганде. Та же фашистская Германия наглядно продемонстрировала, что такие люди особенно подвержены нацистским идеям.
По данным Статистического института ЮНЕСКО, во всем мире насчитывается около 750 млн взрослых людей (старше 15 лет), которые не умеют читать и писать. Почти две трети из них – женщины, около 102 млн – подростки и молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. Самый низкий уровень грамотности фиксируется в Индии и в регионе Африки к югу от Сахары.
А как обстоят дела в ведущих странах Запада, которые всех пытаются учить уму-разуму?
По данным министерства образования США (сведения за 2018 г.), 43,5 млн взрослых граждан (20% населения, каждый пятый!) не умеют читать и писать. Откуда взялась эта внушительная цифра?
Первый уровень – люди, владеющие азбукой настолько плохо, что неспособны прочитать газету и заполнить бланки в госучреждении. Их примерно 26,5 млн. Уровень 0 – граждане, называемые «функционально неграмотными», их 8,4 млн. Еще есть 8,2 млн тех, кто не смог вообще принять участие в опросе из-за физиологических и когнитивных нарушений. И речь идет не только о мигрантах, а о людях, с рождения говорящих на английском языке.
Признанный классик американской литературы второй половины ХХ века Гор Видал изрек: «Половина американцев никогда не читали газет. Половина не участвовали в выборах президента. Остается только надеяться, что это одна и та же половина». Похоже, с тех пор ситуация не сильно изменилась.
Число функциональных неграмотных взрослых во Франции достигает 9% – это 4,5 млн. В Англии – 16%, что составляет 5,2 млн человек.
В Германии существует термин «функциональная неграмотность». Он касается категории граждан ФРГ (не тех, заметим, кто «понаехал» в страну в ходе последней миграционной волны), чьи навыки чтения и письма недостаточны для удовлетворения социальных требований.
Итак, в то самое время, когда немецкие передовики капиталистического труда выпускают «Мерседесы», «Сапсаны» и «Аэробусы», в ФРГ (согласно исследованию Гамбургского университета за 2018 год) около 6,2 млн немецкоязычных взрослых в возрасте от 18 до 64 лет страдают от функциональной неграмотности.
Среди взрослых 2,3 млн бюргеров считаются полностью неграмотными! Невежд среди мужчин (60,3%) больше, чем среди женщин (39,7%). Вдумайтесь: общее число функционально неграмотных и малограмотных составляет почти 14% от населения страны, входящей в «Большую семерку».
Немецкие политологи, комментирующие эту деликатную тему, указывают, что официальные власти не могут понять, как такое стало возможным в высокоразвитой стране, в которой образование – одна из основополагающих ценностей. По их мнению, в вопросе борьбы с неграмотностью политики «должны выйти из состояния паралича, стыда, беспомощности и попытаться понять, как поскорее решить эту проблему».
Причин высокого уровня безграмотности в Германии много. Реже всего к ним относятся те или иные функциональные заболевания, связанные с нарушением слуха или зрения. В некоторых случаях причиной является бедность. Как правило, полностью «грамотным» ребенок считается с третьего класса. Тогда он может самостоятельно читать и писать. Отдельная тема – ученики, в семьях которых говорят на каком-то иностранном языке (например, турецком или русском), а в школе необходимо осваивать не столько разговорный немецкий, сколько правила письма и чтения.
Еще одна особенность связана с тем, что здесь развито профтехобразование. Детишек рано и весьма эффективно начинают обучать трудовым навыкам – столяра, слесаря, хлебопека, мясника... Зачастую это совпадает с тем, чем зарабатывают на кусок хлеба их родители. В итоге только ограниченное число школьников прилежно грызет гранит науки, рассчитывая продолжить дальнейшее обучение в вузах. А для другой части достаточным представляется возможность стать квалифицированным рабочим или унаследовать лавку отца.
И все же: у каждого пятого гражданина ФРГ нет среднего образования. Правда, почти половина людей с выявленными трудностями – 2,9 млн – имеют мигрантские корни. Однако печальную картину этот факт не меняет. Все же остальные 3,3 млн – коренные немцы!
«Внимание! Тревога!», – именно так выглядят текущие призывы официального Берлина. Объявлено Национальное десятилетие грамотности и базового образования (AlphaDekade) на период с 2016 по 2026 год. На эту программу выделены солидные деньги – до 180 млн евро. Первые результаты уже заметны: за шесть лет число функционально неграмотных снизилось с 7,5 млн до 6,2 млн.
В Германии действует Федеральная ассоциация грамотности и базового образования «Альфабетизирунг» (Bundesverband Alphabetisierung und Grundbildung e.V.). Одна из задач этого объединения состоит в оказании неграмотным психологической помощи в непростом деле – официально признать свой изъян и, несмотря на возраст и положение, образно говоря, сесть за парту.
Аналогичную роль играет информационная кампания «Мой ключ к миру». Она должна помочь снять табу с этой темы, мотивировать к обучению с помощью ТВ, радио и социальных сетей.
В Германии есть еще так называемые «фольксхохшулен» (Volkshochschule). Это действующие при финансовой поддержке государства «народные университеты», общеобразовательные курсы, своеобразные «Дома творчества взрослых». Здесь (по желанию) можно, например, освоить иностранный язык, найти хобби. А можно и научиться читать и писать.
В свое время польский киновед и афорист Александр (Лешек) Кумор сказал: «Подумать только: грамоту выдумали неграмотные!».
Теперь без нее – никак. Перечисляя меры богатой Германии по ликвидации безграмотности, ловлю на мысли, что мне тоже стыдно. Только не за себя и свою унаследовавшую от СССР практически поголовную грамотность страну, а за немцев.
На самом деле тем же американцам и прочим впору предложить советский опыт. Речь о ликбезе – массовом обучении неграмотных взрослых чтению и письму. Начало этому процессу положил декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 26 декабря 1919 года. Согласно документу, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). К 1917 году уровень грамотности в Российской империи оценивался, по разным источникам, в 35-45% от всего населения страны. По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приблизилась к 90%. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.
Эта успешная кампания имеет отголосок и в наши дни. Из 15 бывших союзных республик СССР – 14 занимают места в первой двадцатке ооновского рейтинга стран по уровню грамотности. Россия (99,5%) – на 15-м месте. Заметно отстает только Узбекистан – 61-е место (96,9%). Франция – на 31-м месте, Германия – на 32-м, Британия – на 43-м, США – на 44-м.
Короче, всякие там сэры, герры и мусье – берите пример с России. И не учите нас жить!