В Прагу, чтобы обсудить вопросы европейской безопасности, позвали всех, кроме России и Белоруссии.
В Праге (Чехия сейчас председательствует в Евросоюзе. – Авт.) с 6 по 7 октября прошли два странных мероприятий. В том числе – с претензией на общеевропейский уровень, куда пригласили всех, кроме России и Белоруссии.
Но давайте по порядку.
6 октября состоялся первый саммит вновь образованной организации –Европейского политического сообщества (ЕПС). Всего по красной дорожке в зал заседаний прошли главы 44 европейских (и не совсем европейских) стран. Помимо первых лиц государств-членов ЕС, были приглашены представители Швейцарии, Лихтенштейна, Албании, Боснии и Герцеговины, Косово, Северной Македонии, Черногории, Сербии, Великобритании, Норвегии, Украины, Молдавии, Исландии, Турции, Грузии, Армении и Азербайджана. Этот список недвусмысленно показывает, что Брюссель хотел бы видеть Европу завтрашнего дня с Турцией, Украиной и частично признанным Косово, но без нас – русских и белорусов. То есть – не «от Ванкувера до Владивостока», как в 2009-ом при президенте Дмитрии Медведеве предлагала Россия в проекте Договора о европейской безопасности –, а совсем в ином, скорее – антироссийском, формате.
«Первая встреча Европейского политического сообщества даст возможность лидерам стран ЕС и стран-партнеров, которые разделяют наши ценности, обсудить ряд общих вопросов. Речь идет о политической платформе для диалога и обмена мнениями на встречах на уровне глав государств и правительств один-два раза в год», – объяснял глава Евросовета Шарль Мишель.
Еще определеннее высказался Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель: «Эта встреча ищет новый порядок без России».
А всю кашу, на самом деле, заварил неугомонный президент Франции Эммануэль Макрон. С этой инициативой он носился с того самого момента, как Зеленский 28 февраля (через несколько дней после начала СВО) подписал заявку на вступление Украина в ЕС, где ее так скоро никто не ждал. Свою бумагу он адресовал главам Евросовета, Европарламента, а также Макрону, чья страна в это время председательствовала в ЕС. Вот хозяин Елисейского дворца и начал городить огород. «Давайте проясним: Европейский союз не может быть единственным средством структурирования европейского континента в краткосрочной перспективе... Новая организация позволила бы европейским демократическим нациям найти новое место для политического сотрудничества, сотрудничества в области безопасности, энергетического сотрудничества», – витиевато продекларировал он. В начале сумбурная идея Макрона воспринималась во многих столицах Старого Света, чего греха таить!, как очередная уловка, чтобы затормозить процесс присоединения к Евросоюзу тех, кому уже пообещали членство, но принять пока не готовы. Однако при более пристальном взгляде оказалось, что формат, судя по составу возможных участников, гораздо объемнее и списка «очередников» на вступление в ЕС, и переживающей глубокий кризис брюссельской программы «Восточное партнерство», которая касается шести постсоветских республик – Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Белоруссии и Азербайджана.
То есть инициатива – не такая уж и бестолковая. В чем же цимес?
Так как старые механизмы (например, ОБСЕ) в нынешних условиях практически не работают, ЕПС могла бы стать площадкой для неформального диалога и обсуждения локальных разногласий. Например, проблемы Косово, конфликта между Арменией и Азербайджаном, «терок» Турции и Греции. Не говоря уже об украинском кризисе. Действительно, в связи с тем, что у «сообщества» нет ни устава, ни четких правил и обязательств, обмениваться мнениями вроде бы проще. Эдакий политический «разговорный клуб», но с серьезным подтекстом...
Кстати, начало положено: «на полях» ЕПС состоялась первая личная встреча президента Турции Реджепа Эрдогана и премьер-министра Армении Николы Пашиняна, что в перспективе может способствовать подготовке мирного договора между странами.
Еще один очевидный ход – попытаться «мягко и осторожно» вернуть Великобританию в русло европейских дел и проблем. Новый британский премьер Лиз Трасс примчалась в Прагу на «тусовку», так как отдавала себе отчет, надо полагать, что этот ее шаг даст возможность покрасоваться, пообщаться по актуальной повестке, но никак не омрачит Brexit. Ведь здесь все равны – и члены ЕС, и претенденты, и сочувствующие, и те, кто вовсе не стремится в ЕС (Азербайджан и Армения, например), и Туманный Альбион, гордо покинувший объединение.
Короче, несмотря на размытость новой структуры, все приглашенные прибыли в чешскую столицу, чтобы «опробовать новую площадку». Говорить, что затея Макрона удалась – пока рано, а вот что с треском не провалилась – вполне можно. При этом многие, хотелось бы надеяться, должны были понять, что без России и Белоруссии создать механизм урегулирования глобальных региональных споров на континенте не получится. Что тоже позитивно. Решено, что следующее рандеву ЕПС состоится через год в Кишиневе (!).
Примечательно: для 27 участников ЕПС пражская встреча плавно перетекла в двухдневный неформальный саммит глав стран Евросоюза. На нем были приняты, о чем мы узнаем позднее, вполне конкретные решения «на российском треке», по дальнейшей санкционной политике, по помощи Украине, по преодолению энергетического кризиса и другим волнующим союз вопросам.
Однако одно событие, предшествовавшее этой встрече, удивило и огорошило. Случайно или нет, но в Прагу в эти же дни по приглашению чешского президента в трехдневную «командировку» приехал эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани, чья славная держава является одним из мировых лидеров по поставкам сжиженного природного газа, столь необходимого сейчас Европе. Было у него желание – поприсутствовать на неформальном саммите лидеров европейских стран. Тем более, что поговорить есть о чем. Но его по каким-то причинам (похоже, из-за строптивости и несговорчивости) принять не пожелали. Обиженный эмир отбыл на родину, пробыв в «негостеприимной» чешской столице всего с утра до вечера.
О чем они там думают, в этом Евросоюзе?..