16 октября откроется ХХ съезд Коммунистической партии Китая. Завершаются последние приготовления.
9 октября Центральный комитет КПК 19-го созыва провел свое седьмое пленарное заседание. На нем Генеральный секретарь Центрального комитета КПК Си Цзиньпин представил отчет о работе от имени политбюро ЦК КПК и выступил с пояснительными замечаниями по проекту доклада Центрального комитета КПК съезду КПК.
Съезд вполне можно назвать крупнейшим событием не только для Китая, а и для всего мира. И это не будет пропагандисткой передержкой.
Во-первых, речь идет о ключевом сборе самого большого в мире отряда коммунистов – ныне в рядах КПК свыше 96 млн человек. Ухмылки относительно идеологии организации неуместны. Коммунистический и социалистический по содержанию устав КПК и программу партии никто не отменял. На нынешнем этапе партия решает задачу построения социализма с китайской спецификой. На вопрос об экономическом базисе китайского общества любой китаец ответит, что в нем используются «элементы рыночной экономики». Но социальный характер государства превалирует при сохранении у него командных высот в народном хозяйстве.
В частности, именно благодаря этой сути государства, Китай внес беспрецедентный в мире вклад в искоренение бедности, выведя из нищеты за последние 10 лет 100 млн своих граждан. Это, кстати, предъявляется в качестве одного из ключевых итогов работы партии за пятилетие после 19 съезда и результатов деятельности Си Цзиньпина на постах генерального секретаря ЦК КПК и председателя КНР. Перераспределение национального богатства в пользу беднейших слоев продолжает оставаться главной задачей государства, которая с успехом выполняется. При всей глобальной мощи китайского крупного бизнеса, не он играет первую скрипку, до 70 процентов ВВП КНР создает мелкий и средний бизнес. А пример Alibaba Group, которой «указали ее место», показывает, кто в Китае хозяин.
Вопрос о дальнейшей политике в отношении крупного капитала, который во многом ориентирован на Запад, также стоит на повестке дня.
Так вот съезд КПК – это самый на сегодняшний день представительный форум, на котором будут решаться судьбы страны, от которых в свою очередь (в силу масштабов китайской экономики и политического веса страны) будет зависеть и ситуация в мире.
На съезд избраны 2 296 делегатов от 4,9 млн партийных организаций страны. Среди делегатов – и 52 высших руководителя, включая генерального секретаря КПК, председателя КНР Си Цзиньпина. Он был избран еще 22 апреля 2022 года на конгрессе КПК Гуанси-Чжуанского автономного района. В ходе выборов официальные лица и жители Гуанси-Чжуанского автономного района заявили, что за прошедшее десятилетие Китай добился исторических успехов. И этим страна во многом обязана руководству со стороны Си Цзиньпина, а также «идеям Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи». В частности, «положен конец абсолютной бедности, заметно повысилась сбалансированность, скоординированность и устойчивость развития китайской экономики, была одержана победа в борьбе с коррупцией».
Успехи на этих направлениях действительно существенные, но они не исчерпывают список достижений КПК. К ним безусловно относится поворот Китая на рельсы высокотехнологичного развития, а также то, что высокие технологии и инновации вносят решающий вклад в развитие страны, в рост ВВП. Но, пожалуй, самое впечатляющее достижение – сохранение социальной стабильности на фоне динамичного прогресса. То есть реформы и управление проводятся с учетом интересов максимально широких слоев населения, а развитие обеспечивает рост благосостояния народа. С 2013 по 2021 год валовой внутренний продукт Китая увеличивался в среднем на 6,6 процентов в год, что выше средних темпов роста мировой экономики и экономик развивающихся стран (2,6 и 3,7 процентов соответственно). В этот период среднегодовой вклад Китая в мировой экономический рост превышал 30 процентов и по данному показателю страна заняла первое место в мире. В прошлом году ВВП на душу населения достиг в Китае 80 976 юаней (около 11 684 долларов США).
Продолжает расти вес Китая в мире. Совокупный объем экономики КНР в 2021 году составил 18,5 процентов от общемирового объема. Этот показатель стал вторым в мире и вырос на 7,2 процента по сравнению с 2012 годом. Огромен вклад Китая в инновационное развитие. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, в Глобальном инновационном индексе страна поднялась с 34-го места в 2012 году на 12-е место в 2021 году. Китай находится на первом месте в мире по объему внешней торговли, в прошлом году он составил почти 7 трлн долларов США. Список достижений этим не исчерпывается.
Эти успехи в Китае связывают с Си Цзиньпином, который в последние годы именуется «ядром партии». Соответственно, наряду с проблемой поддержания высоких темпов развития, одна из главных интриг съезда – останется ли Си на своих высших постах партии и государства на третий пятилетний срок. Формально ограничения в два срока и по возрасту, которые были введены при архитекторе китайских реформ Дэн Сяопине, сняты. Но за Си еще должны проголосовать как его ближайшие коллеги по политбюро, так и съезд. Несмотря на западную мифологию, КПК остается партией демократического типа, там решения принимаются коллегиально. Даже на самом верху существует постоянный комитет политбюро, где каждый его участник имеет право голоса. Сам председатель КНР должен будет ответить на многие вопросы текущей жизни страны, объяснить, как они будут решаться. Одна из таких нетривиальных проблем – как мирным путем вернуть Тайвань в «лоно Родины»?
Как пишут на Западе, внутри КПК якобы существует мощная оппозиция Си Цзиньпину, к нему есть немало претензий, в частности относительно его «политики нулевой терпимости к новой коронавирусной инфекции». Она же нанесла ущерб динамичному росту экономики (что частично отражает реальность – в текущем году рост ВВП не превысит 3 %) и вызвала недовольство населения (что тоже имеет место). Конечно, кому понравится сидеть в квартире месяц или даже два? Но серьезные исследования с использованием больших данных и суперкомпьютеров показали, что если бы не «нулевая терпимость», жертвами ковида в Китае стали бы не менее 10 млн человек, а ущерб для остального мира был бы еще трагичнее. Риск приятия такой политики Си взял на себя, и наверняка в Китае есть люди, которые его за это критикуют.
Но думать, что это может привести к смене власти, наивно. Более серьезна критика Си за его активную и, главное, независимую внешнюю политику, которая якобы приводит к конфронтации с США. Но в китайской верхушке, где тоже есть люди, за десятилетия привыкшие жить в дружбе с Вашингтоном, способны понять глубинные противоречия двух стран, а также то, что не Китай развязал гибридную войну, а США. Не Китай раздувает конфликт вокруг Тайваня, а Вашингтон, который стремится остановить развитие КНР. В конце концов в Вашингтоне объявили КПК врагом номер 1. Так что противоречия глубинные, идеологические. Их не устранить сменой фигуры лидера. И тут уже никого не обманешь.
Определение политики на американском направлении также остается интригой ХХ съезда КПК. Главный вопрос здесь – как избежать обвального разрыва (объем двусторонней торговли КНР-США в 2021 году составил около $ 750 млрд), прямого столкновения и решить задачу второго столетия – построение развитого социалистического государства к 100-летию КНР в 2049 году.
События вокруг Украины и давление «коллективного Запада» на Россию заставили китайцев начать переоценку прошлых взглядов, сформировавшихся за десятилетия дружбы с Западом. Для многих стало ясно, что именно либерально настроенная часть интеллигенции является проводником западных интересов в стране и зачастую весьма негативно влияет на состояние общественного мнения. Это слегка напоминает процессы в российском обществе, где, в том числе, переоценивается роль интеллектуальной элиты.
Узнать заранее, что может решить съезд КПК, достаточно трудно. Для этого, как минимум нужно находиться в курортном местечке Байдайхэ близ Пекина, где по традиции осенью собираются руководители партии и государства. Но в этом году туда даже запрещен въезд автомобилей «Тесла», столь популярных в Китае. Считается, что с помощью датчиков и видеокамер они могут передавать в дата-центры компании «Тесла» важную информацию, анализ которой способен навести на мысли о будущем Китая. Сами китайцы не склонны распространяться о возможных итогах съезда. А они будут обнародованы лишь по его завершению.
Соответственно, можно лишь прогнозировать, как это делают некоторые эксперты у нас и на Западе. Например, уход некоторых высших руководителей, выдвижение новых. В частности, пишут о премьере Ли Кэцяне. Но это лишь домыслы, в конечном счете все решит съезд. Главным останется то, что будут приняты такие решения, которые обеспечат динамику развития страны при сохранении социального мира внутри и стабильности вовне. Никаких революций по части персон и общества в целом ожидать не приходится. Китай, как и предыдущие 40 лет, продолжит идти по восходящей траектории – к мировому лидерству. На фоне таких успехов думать о радикальных изменениях не приходится.
В Китае принято создавать благоприятный, спокойный фон накануне и в ходе съезда. И можно ожидать, что после него как внутренняя, так и внешняя политика страны будет резко активизирована.