Друзья навсегда, враги — никогда

Россия и Китай готовятся отметить Победу над фашизмом

foto

Ван И. Фото: сайт Президента России

На минувшей неделе в России с официальным визитом находился министр иностранных дел Китая Ван И.

Особую значимость этому событию придает то, что Ван И является ответственным за реализацию внешней политики КНР, совмещая еще и должности руководителя канцелярии по международным делам и члена политбюро ЦК Компартии Китая.

Обыватель, возможно, привык к подобным встречам в Москве и Пекине, поскольку они зримое проявление интенсивного диалога двух стран, тем не менее это далеко не рядовое событие. Особенно в свете усиливающихся противоречий отдельных стран и групп стран, в том числе в результате действий американской администрации. Что бы там ни говорили, но подобные визиты показывают, что отношения России и Китая действительно не зависят от конъюнктуры и являют собой пример современных отношений крупных держав.

Как всегда, министры иностранных дел РФ и КНР обменялись мнениями по широкому кругу международных проблем, а также обсудили сложившееся взаимодействие двух дипломатий на международной арене. В центре внимания было урегулирование конфликта на Украине и его последствия, иранская ядерная программа, события в Восточной Азии и на Корейском полуострове, общая ситуация в мире. Наверняка китайский коллега был проинформирован о ходе контактов с американской администрацией. Кстати, Ван И полностью поддержал усилия России по урегулированию конфликта на Украине и нормализации российско-американских отношений.

По традиции китайских официальных лиц такого ранга принимает президент России. На этот раз был особый повод: подготовка к приезду в Москву председателя КНР Си Цзиньпина. «Мы ждем его в России по случаю 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, во Второй мировой. Мы вместе отметим этот юбилей — и победу над нацистской Германией, и победу над милитаристской Японией», — сказал Владимир Путин, обращаясь к Ван И в ходе переговоров в Кремле.

Собственно, российская сторона (в отличии от китайской) уже давно не делает из этого секрета. Но теперь выясняется, что Си Цзиньпин будет на торжествах «основным» гостем. Такого понятия в дипломатическом протоколе нет, тем не менее понятно, что имеется в виду. Кстати, помимо Си Цзиньпина 9 мая в Москву приедут президент Белоруссии Александр Лукашенко, президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, премьер Словакии Роберт Фицо, президент Сербии Александр Вучич, президент Казахстана Касым-ЖомартТокаев, президент Палестины Махмуд Аббас. Думается, список не исчерпывающий. Дипломатические усилия на этом направлении продолжаются.

Что касается приезда Си Цзиньпина, то в ходе визита Ван И стало известно, что одновременно в мае в Москве состоится полноформатный российско-китайский саммит. «У нас будет возможность поговорить и о текущем состоянии двусторонних отношений, и обсудить наше взаимодействие на международных площадках, среди которых, конечно, прежде всего мы выделяем ООН — Совет Безопасности ООН, а также Шанхайскую организацию сотрудничества, БРИКС и ряд других площадок, на которых мы совместно и успешно работаем», — сказал Владимир Путин.

Накануне переговоров в Москве Ван И дал интервью РИА Новости, в котором еще раз подтвердил приверженность Китая основополагающим принципам отношений с Россией, закрепленных в Договоре о добрососедстве дружбе и сотрудничестве от 2001 года. Его основную идею китайцы формулируют так: «Друзья навсегда, враги — никогда». Ван И подчеркнул равноправие отношений и не направленность их против третьих стран. То есть это не военный союз, но стратегическая связка, которая во многом является стабилизирующей в мировых делах.

Если объективно посмотреть на все это, то можно сделать вывод, который озвучил Ван И: двусторонние отношения достигли беспрецедентного уровня. Очевидно, что на них никак не влияют изменения в геополитической ситуации, новые взгляды американской администрации. Чтобы не произошло, уже запланирован ответный визит Владимира Путина в КНР на торжества, посвященные 80-й годовщине победы китайского народа в Войне сопротивления японским захватчикам. По этому поводу Ван И сказал следующее: «В эти годы китайский и российский народы мужественно сражались за победу над японским милитаризмом и германским фашизмом, кровью и жизнями защищали совесть человечества и завоевали мир во всем мире. Китай готов вместе с российской стороной выполнять свою особую ответственность как постоянного члена Совета Безопасности ООН, устранять помехи, твердо стоять на правильном пути, защищать победоносные итоги Второй мировой войны, международную честность и справедливость, содействовать продвижению мира к многополярности и демократизации международных отношений, вносить новый вклад в дело мира и развития человечества». Министр иностранных дел КНР выразил уверенность, что «под стратегическим руководством глав двух государств всеобъемлющее стратегическое сотрудничество между Китаем и Россией в новую эпоху непременно оживится и перейдет на новый этап». Можно ли что-то подобное ныне услышать от госсекретаря США — страны, которая была нашим союзником в годы сражения с фашизмом? И это о многом говорит. Прежде всего о близости взглядов на современный мир и глубинной подоплеке наших отношений. К тому же за визитами высших чиновников и их заявлениями стоит большая работа дипломатов, различных ведомств и служб. А она, как видим, выстроена на высоком уровне.

Есть немало скептиков, которые говорят, что за китайскими улыбками и красивыми словами скрывается коварство и прагматизм до мозга костей. Мол, Китай недостаточно помогает России и так далее. Сейчас слышится критика в адрес китайских СМИ, которые мало пишут о визите Ван И и предстоящем приезде в Москву Си Цзиньпина. Что касается последнего, то не в традиции китайской дипломатии заранее анонсировать визиты председателя КНР, тем более широко об этом писать и говорить. Наверняка официально о поездке будет объявлено не ранее 5-6 мая. Переговоры же Ван И в Москве, его интервью РИА Новости подробно освещены на официальном сайте МИД КНР. Еще критики пишут, что Китай якобы пытается принизить нашу Победу и возвысить свою, в антияпонской борьбе. Об этом можно спорить, но, с другой стороны, надо учитывать, что с точки зрения китайцев Вторая мировая война началась не в Европе, а в Азии, с нападения японцев на Китай. Очень важно и то, что Китай потерял в этом сражении с фашизмом и империализмом больше, чем любая другая страна — 38 млн человек. Просто надо уважительно относиться к этим колоссальным жертвам. При этом Китай считает разгром мирового фашизма нашей совместной Победой. Спорить с этим могут только отъявленный западные либералы, которые считают, что фашизм победила Америка.

Китайцы прагматики, это верно. Но так ли это плохо? К тому же наши отношения выстроены с учетом этого обстоятельства, и, как видим, они успешно развиваются, в отличии от, например, отношений с Западом, который якобы ближе нам ментально.

К этому следует добавить, что с большой вероятностью поездка Владимира Путина на торжества в Пекине будет совмещена с официальным визитом в эту страну и переговорами на высшем уровне. Так уже сложилось в российско-китайских отношениях: руководители двух стран как минимум раз в год совершают взаимные визиты и еще пару раз встречаются на международных площадках. Китайцы называют это дипломатией лидеров. И этому, как видим, ничто не в силах помешать.