В западных СМИ взрывы на балтийских трубопроводах называют «саботажем», но на самом деле это преступление совсем другого порядка.
«Нет сомнения, это акт международного терроризма, цель которого – подорвать энергетическую безопасность целого континента, и логика циничная – уничтожить, блокировать источники дешевой энергии, лишить миллионы людей, промышленных потребителей газа, тепла, электроэнергии, других ресурсов и заставить покупать все это по гораздо более высоким ценам», – заявил российский президент Владимир Путин 12 октября на форуме «Российская энергетическая неделя». Он еще раз подчеркнул, что «выгодоприобретателями, бенефициарами» этого преступления являются США, Польша и Украина.
А тем временем начались следственные действия. Представители Дании после осмотра места происшествия в своей исключительной экономической зоне заявили, что балтийские газопроводы были повреждены двумя взрывами мощностью около 500 кг тротила каждый.
Напомню, что первоначально речь шла о мощности в 100 кг в тротиловом эквиваленте.
В датских СМИ появилась информация, что заряд не был прикреплен к трубе или находился в непосредственной близости от нее, его заложили между нитками газопровода. Разрушения произошли либо от направленного взрыва, либо от взрывной волны, связанной с мощной детонацией.
Швеция задействовала судно-спасатель подводных лодок HMS Belos, который оснащен роботом-аппаратом ROV, управляемым с борта, а также спасательной субмариной URF. Сообщается, что произведены «некие изъятия». Дальнейшее изучение этих и других материалов должно способствовать «определению круга подозреваемых в совершении преступления и привлечению их к ответственности».
«То, что произошло в Балтийском море, очень серьезно», – заявил представитель Службы безопасности Швеции. А прокуратура, которая ведет предварительное следствие, отметила, что «осмотр места преступления усилил подозрения в саботаже при отягчающих обстоятельствах».
Ни Дания, ни Швеция не предоставили России никаких материалов, полученных в ходе проведенного расследования, сославшись на «конфиденциальность проверки». Тем не менее, по факту повреждения балтийских газопроводов российская Генпрокуратура возбудила уголовное дело по части 1 статьи 361 УК РФ «Акт международного терроризма» и начала свое предварительное следствие.
Последней к изучению мест преступления приступила Германия, направившая к острову Борнхольм два корабля ВМС с водолазами – тральщик-искатель мин Dillingen и многоцелевой корабль Mittelgrund. Рядом находится датское судно поддержки Assister. Оно предназначено для укладки кабеля, обслуживания платформ и работы подводных аппаратов.
А в это же время НАТО усилило свое присутствие в Балтийском и Северном морях, направив сюда дополнительно 30 кораблей. «Группировка будет получать поддержку с воздуха и с помощью подводных устройств», – отрапортовал генсек альянса Йенс Столтенберг. «Любая атака на объекты критической инфраструктуры стран НАТО повлечет за собой сплоченный и решительный ответ», – добавил он. К критической инфраструктуре, по его словам, относятся не только газопроводы, но и подводные кабели электросетей и интернета.
Экспертных версий диверсии (правда, не подкрепленных пока фактическими материалами) – много: от атаки беспилотными подводными аппаратами до операции боевых пловцов, которые заложили взрывчатку.
Однако давайте представим себе реальный размах преступления. Расстояние между утечками к северо-востоку от острова Борнхольм (в датской исключительной экономической зоне) – от 3,5 км до 5 км. Утечка к юго-востоку от острова (в шведской исключительно экономической зоне) – примерно в 75 км от остальных. Глубина в этом районе солидная – около 70 метров. То есть выходит, что преступные действия злоумышленники должны были осуществить, как минимум, двумя группами или в два и более этапов. А значит, вырисовывается масштабная, сложная по исполнению диверсионная операция. Такие действия (с организационной и технической сторон) по силам не многим нашим недоброжелателям. Это, в первую очередь, США и Великобритания. Ну, если подумать, может еще и Франция.
Не будем гадать на кофейной гуще, а сконцентрируемся на очевидном.
Например, версия с боевыми пловцами выглядит, по мнению специалистов, маловероятной. Они действуют в основном на глубинах до 40 м. Для того, чтобы доставить груз взрывчатки (500 кг в тротиловом эквиваленте) в любом случае потребовалась бы большая команда, либо много ходок, либо дополнительное использование подводного беспилотника. Такая активность вряд ли осталась бы незамеченной. Осуществить закладку могли, конечно, водолазы-глубоководники в специальном снаряжении. Но для этого рядом должно было постоянно находиться вспомогательное судно, чтобы контролировать погружение и подъем, опускать смертоносный груз, вести подачу кислорода. Такие действия тоже не зафиксированы.
Есть иная информация к размышлению.
В этом районе Балтики альянс, начиная с 1971-го, регулярно проводит учения Baltops. В нынешнем году они состоялись 5-17 июня при участии ВМС 14 стран НАТО и двух стран-партнеров (Финляндии и Швеции, уже подавших к этому моменту заявку на вступление, но еще окончательно его не оформивших). То есть боевые корабли всей этой гоп-компании свободно сновали, не вызывая ни у кого подозрений, вдоль веток «СП». Что им там было надо?
Есть точная информация, что два года назад в рамках все тех же учений Baltops-20 здесь же была зафиксирована значительная активность блока. Судя по данным Автоматической идентификационной системы (AIS Automatic Identification System), восемь минных тральщиков НАТО целые сутки (с 9 по 10 июня) без устали курсировали в датской исключительной экономической зоне у острова Борнхольм.
То есть натовцы из года в год тщательнейшим образом изучали маршрут прокладки трубопроводов. Если операция по подрыву готовилась давно и основательно, то за это время могла быть неторопко осуществлена доставка взрывчатки, выбраны места ее возможной закладки.
Кстати, именно в ходе таких маневров в 2015 году, о чем напомнил представитель «Газпрома», был «утерян» натовский уничтожитель мин «Морская лиса» фирмы Seafox. Это устройство – стимулятор подрыва взрывных устройств, находящихся на морском дне. Прибор, который нашли шведские военные моряки, лежал точно в пространстве между нитками газопровода. С тех пор производитель Seafox усовершенствовал свои уничтожители. Теперь это не аппарат-камикадзе, а устройство, способное вызывать детонацию с расстояния. Оно может быть приведено в действие как с надводных средств (например, катеров), так и с вертолетов.
Есть и чисто американский след. По данным, собранным с помощью сервисов Flightradar24 и ads-b.nl, стало известно, что американские вертолеты The Sikorsky SH-60/MH-60 Seahawk под позывным FFAB123 летали над местом преступления в начале и середине сентября. След их передвижения обнаружен прямо над точками подрыва. Что они там забыли?
Установлено, что винтокрылые машины прилетали со стороны Гданьска. В Редзиково (это в 150 км от польского порта) только недавно была введена в эксплуатацию крупная американская база ПВО.
Не лишним будет напомнить, что диверсии на «СП» не могли случиться без ведома американских разведывательных структур.
«Абсолютно и точно этот район находится под присмотром спецслужб США, которые полностью контролируют там обстановку», – заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова, имея в виду территориальные воды Швеции и Дании, являющиеся частью балтийской акватории.
В МИД России несколько дней назад были вызваны послы Германии, Дании и Швеции. В рамках так называемого «дипломатического демарша» им высказано недоумение в связи с отсутствием официальной реакции их руководства на направленное еще 5 октября обращение главы российского правительства Михаила Мишустина относительно привлечения представителей наших компетентных ведомств и «Газпрома» к проводимому расследованию.
Как особо подчеркнули в высотке на Смоленской, в случае отказа в допуске российских экспертов к текущим следственным действиям в Москве будут исходить из того, что упомянутым странам есть что скрывать, либо они покрывают исполнителей.
То есть англосаксы и их приспешники, похоже, заметают следы...