Президент Милей в угоду США и мировым банкам отменил строгий контроль за движением капитала и валюты в стране

Фото: Gage Skidmore / Flickr
Праздник в «Розовом доме» Хавьера Милея — Международный валютный фонд перевел 12 миллиардов долларов из первой части нового, «выцыганенного» пакета финансовой «помощи» Аргентине в размере 20 миллиардов долларов.
Аргентина уже должна МВФ около 43 миллиардов долларов. Новый кредит представляет собой 23-й пакет мер «по спасению» страны за всю ее долгую и бурную историю.
Милей также объявил о программе кредитования на сумму 12 миллиардов долларов Всемирным банком и отдельной сделке на сумму 10 миллиардов долларов с Межамериканским банком развития. Если к этому прибавить 5 миллиардов долларов недавно продленного валютного свопа с Китаем, общий долг Аргентины перед разными организациями превышает 80 миллиардов долларов.
Причем максимальный кредит МВФ Аргентине при условии, что выплаты будут осуществляться в соответствии с графиком, по прогнозам, достигнет 1352% от квоты страны в 2026 году. Он стал самым крупным кредитом Фонда в абсолютном выражении за всю его историю.
«Сегодня мы разрываем порочный круг разочарования и уныния и впервые начинаем двигаться вперед. Мы навсегда отменили контроль за обменным курсом в аргентинской экономике», — провозгласил Милей аргентинскую версию «Дня освобождения президента Дональда Трампа (введение администрацией Белого дома пошлин на импортные товары).
Трамп рад, Милей рад, аргентинцы не рады. Согласно недавнему опросу, проведенному новостным сайтом elDiarioAR, более 60% аргентинцев выступают против соглашения с МВФ, и только 10% полностью его одобряют. Аргентинцы пытаются понять, чем для них обернется такая щедрость мировых банков и как их правительство будет расплачиваться по долгам.
Мартин Гусман, бывший министр экономики, сказал, что риск новой сделки с МВФ заключается в том, что средства будут просто использованы для «борьбы с пожаром» в виде падения курса песо, что в конечном итоге приведет к увеличению долговой нагрузки. Это позволит международным компаниям вывести из страны около 9 миллиардов долларов, что обернется снижением обменного курса и ростом инфляции.
Милей отменил ограничение на снятие долларов в размере $200 в месяц, отменил 30-процентный налог и снял другие ограничения, позволив аргентинцам с банковскими счетами свободно покупать доллары впервые с 2019 года.
Новая политика также предполагает освобождение аргентинского песо от привязки к доллару. Но вместо рискованного свободного обращения, Аргентина разрешает песо торговаться в пределах так называемого валютного коридора, который колеблется от 1000 до 1400 песо за доллар.
11 апреля этот курс составлял 1375 песо за доллар по сравнению с официальным курсом в 1097 песо.
Отказавшись от субсидий и контроля над ценами, уволив десятки тысяч госслужащих и ослабив чрезмерную зависимость Центрального банка от печатания песо для оплаты государственных счетов, Милей обеспечил первый за почти два десятилетия профицит бюджета Аргентины и в значительной степени стабилизировал макроэкономические диспропорции, «порадовав» рынки, несмотря на то, что его реформы сильно ударили по населению.
Однако, несмотря на все изменения и финансовые трудности, признаков устойчивого восстановления экономики практически нет и, как утверждают аналитики, быть не может. Это «капкан», который Милей и его вашингтонские спонсоры поставили аргентинцам, чтобы снизить инфляцию в преддверии намеченных на октябрь промежуточных выборов, которые имеют решающее значение для усиления малочисленного представительства в Конгрессе и подтверждения доверия либертарианской партии.
После подписания соглашения с МВФ правительство столкнулось с тем, что публично отрицало — с новой девальвацией валюты.
«Правительство признало, что не все идет по плану. Несмотря на все жертвы, инфляция растет. Девальвация быстро приведет к дальнейшей потере покупательной способности заработной платы, и остается неясным, откуда мы будем брать доллары для погашения долга и какую модель страны мы имеем», констатирует газета Pagina 12.
С 2024 по 2028 год Аргентина выплатит 4,9 миллиарда долларов в виде надбавок. В среднем надбавки составляют 28% от платежей, не связанных с основной суммой долга, которые страны, выплачивающие надбавки, как правило, вносят в МВФ в течение следующих пяти лет после получения кредита.
Белый дом, понимая все риски и платежную неспособность Аргентины, все же готов поддержать экономическую программу Милея с целью сохранения стратегического союзника в регионе действия доктрины Монро.
14 апреля, через три дня после того, как миссия МВФ покинула Аргентину, в Буэнос-Айрес прилетел министр финансов США Скотт Бессент. Его неожиданный визит вызвал удивление.
По рангу министру финансов США, помимо участия в многосторонних форумах, несвойственно посещать третьи страны, которые не имеют решающего значения для функционирования мировой экономики, утверждает аргентинский социолог Атилио Борон.
Предполагалось, что Бессент приехал дополнительно обеспечить Аргентине финансирование через специальную кредитную линию Казначейства США, как это Белый дом делал в других странах. Но ничего подобного. Это был приезд политика, а не финансиста.
Тому, по мнению Борона, есть несколько причин. Во-первых, это Китай, против которого Милей в начале активно выступал и к которому теперь залез в долги. Бессент повторил Милею три волшебных слова Трампа: «Не подпускать Китай».
С другой стороны, американский министр на месте оценил возможность долларизации аргентинской экономики, что совпало с потерей «зеленым» позиций в мировой экономике. Возможно, Трамп, остро нуждающийся в союзниках в этой части света, таким образом решил привязать Аргентину к США. Доллар уже является законным платежным средством в Эквадоре, Сальвадоре и Панаме. Если в этот список войдет Аргентина, третья по величине экономика региона, это станет победой Вашингтона.
Третий возможный мотив — военный. Учитывая геостратегическое положение страны, расположенной на пороге Антарктики и делящей на материке ключевую «тройную границу» с Бразилией и Парагваем, такая возможность вполне реальна.
Неслучайно Бессент в обмен на финансовую помощь Аргентине потребовал разрешения на размещение нескольких военных баз США в разных частях страны — в Патагонии и на архипелаге Огненная Земля — для контроля доступа к Антарктиде и биоокеаническому проходу, игнорируя обесценившихся партнеров по НАТО на большой британской базе на Фолклендских (Мальвинских) островах.
Но почему в Буэнос-Айрес прилетел в таком случае не госсекретарь Рубио или министр обороны Хегсет?
Бессент является открытым геем, а еще человеком миллиардера Джорджа Сороса — работал в Soros Fund Management, основанном щедрым спонсором ненавистной Трампу Демократической партии. Выходит, Трамп послал аргентинским либертарианцам своего человека — бизнес есть бизнес.
И Бессента приняли с распростертыми объятиями. «Проще говоря, правительство Милея сделает все возможное, чтобы отдать богатства Аргентины», предрекает Pagina 12.
«Мы хотим, чтобы наш союз с Соединенными Штатами был маяком для Латинской Америки», — заявил президент Аргентины Хавьер Милей. Только заведет этот маяк страну на подводные отмели, скалы и рифы.