У России и Индонезии большой потенциал для расширения торговли и сотрудничества

Денис Мантуров и Прабово Субианто. Фото: сайт Правительства России
Президент Республики Индонезия Прабово Субианто принял первого вице-премьера Дениса Мантурова, возглавлявшего большую российскую делегацию, находившуюся в Джакарте.
На встрече с главой Индонезии обсуждались важнейшие вопросы двустороннего сотрудничества России и Индонезии в торгово-экономической, гуманитарной и других сферах. Речь идет о качественном расширении двустороннего сотрудничества с этой крупнейшей страной Юго-Восточной Азии, четвертой по численности населения страной мира. Потенциал нашего взаимодействия не только не исчерпан, но даже можно сказать, находится на начальной стадии.
По данным Мантурова, товарооборот России и Индонезии в 2024 году составил $4,3 млрд (с Китаем — свыше $ 130 млрд, с США — свыше $ 39 млрд). И хоть он и вырос в 2024 году на 0,3 млрд, вряд ли эту цифру можно считать адекватной нашим возможностям. Особенно если учесть, что Индонезия — одна из самых быстроразвивающихся стран мира, ВВП которой составляет 1,4 трлн долларов (ВВП России — $ 2 трлн). Причин тут много: санкции, политические моменты, логистические сложности, проблемы с расчетами, ориентация Индонезии (и России) на другие рынки. И так далее. Как это уже было в торговле с другими странами, остро стоит вопрос о переходе на расчеты в национальных валютах.
Ныне основу российского экспорта в Индонезию составляет продукция топливо-энергетического комплекса и сельского хозяйства. В 2023 году возобновились поставки российской пшеницы. В ближайшее время планируется начать отгрузки мяса, которое будет отвечать стандартам «халяль». И вот на состоявшемся на прошлой неделе в Джакарте расширенном заседании российско-индонезийской межправительственной комиссии Денис Мантуров заявил о диверсификации экспорта, что объем российских поставок в Индонезию может быть расширен за счет продукции лесопромышленного комплекса, удобрений, металлургии и некоторых других групп товаров.
Очевидно, что многое зависит от решения логистических проблем. «Особое внимание уделяем развитию взаимодействия в транспортной сфере. Речь идет о создании экономически эффективных контейнерных маршрутов и внедрении комплексных мультимодальных решений. Ведущие российские логистические операторы также прорабатывают инвестиционные проекты, направленные на развитие портовой инфраструктуры», — сообщил Мантуров в ходе МПК.
Накануне компания FESCO проинформировала о первом заходе судна в порт Джакарты в рамках линии Вьетнам — Малайзия, который состоится в апреле. Планы создать в Новороссийске специальный терминал под импорт индонезийского пальмового масла озвучил председатель совета директоров группы «Дело» Сергей Шишкарев.
По словам первого вице-премьера, расширение и упрощение взаимного доступа товаров на рынки связано и с заключением соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Индонезией. 14 апреля чиновник говорил, что подписание соглашения ожидается до конца нынешнего года. В январе 2025 года Индонезия вступила в БРИКС, что также должно послужить стимулом для развития отношений.
Есть немало возможностей и для расширения инвестиционного сотрудничества. Россия и Индонезия рассматривают совместные проекты в области ВИЭ, разработки месторождений углеводородов, а также в сфере атомной энергетики. Россия готова поставить в Индонезию атомные реакторы большой мощности для решения энергетических проблем этой страны.
Развиваются контакты в других сферах. В прошлом году Индонезию посетили 180 тысяч россиян — это выше доковидного уровня на 13 %. 6 тысяч индонезийских туристов побывали в России. Активизация туристических обменов связана с возобновлением прямого авиасообщения и упрощением визового режима. Однако их объем ниже возможностей.
Как известно, Индонезия является активным участником Движения неприсоединения и осуществляет политику равноудаленности от крупных центров силы. Китай, позиционирующий себя так же как лидер Глобального Юга, многие годы остается главным торгово-экономическим партнером Индонезии. При этом Джакарта неплохо ладит и торгует с США. Но все это не отменяет возможностей российско-индонезийского военно-технического сотрудничества. Только что много шума наделал выпущенный руководством Австралии в ходе выборной кампании фейк о том, что якобы обсуждается вопрос использования российской дальней авиацией военно-воздушной базы на территории Индонезии. Однако кооперация, например, в судостроении, в том числе двойного назначения, вполне реальна.
Словом, потенциал двустороннего сотрудничества далеко не реализован. Однако политический фон для развития благоприятный. Примечательно, что активизация диалога (ранее в Джакарту приезжал секретарь Совета Безопасности России Сергей Шойгу) проходит в год 75-летия установления дипломатических отношений между двумя странами. Как заявляла ранее индонезийская сторона, глава государства Прабово Субианто планирует в этом году посетить Россию по приглашению президента РФ. Можно предположить, что это будет визит, совмещенный с участием в праздновании Дня Победы. В ходе переговоров на высшем уровне будет дан импульс развитию двусторонних отношений.