В Англии премьера

Британия переступила порог правительственного кризиса.

Элизабет Трасс простояла на посту неполных 45 дней. Неолиберальный мини-бюджет, который она предложила 23 сентября, оказался невыполнимым. Суть его была в том, чтобы снизить налоги сверхбогатым, предприятиям и оказать колоссальную поддержку практически всем на фоне энергетического кризиса. Это, в принципе, те же самые «вертолетные деньги», а они в редких случаях спасали ситуацию.

Предполагалось, что снижение налогов подстегнёт покупательную способность, потребление возрастет, за ним подоспеет производство и машина закрутится. «Проблема в том, что она планировала финансировать эти меры за счет займов и предполагаемого роста производства, – говорит профессор политологии лондонского Университета Королевы Мэри Рэйнбоу Мюррей, – но рынки отреагировали мгновенно и панически».

Инфляция превысила невиданные 10 процентов. Фунт стерлингов отправился в затяжной прыжок без парашюта. Внутренний долг и ставки по кредитам покорили вершины. «Мне кажется, что уровень высокомерия и ослепления у премьер-министра достигли такого уровня, что она действительно считала, что все это обойдется без последствий» – считает Мюррей.

«Этот экономический кризис просто создан искусственно, – полагает Вилл Дженнингс, политолог университета Саутгемптона. – Она даже отказывалась внимать советам аналитических институтов, таких как «Бюро бюджетной ответственности».

Дошло до того, что Трасс стали критиковать и в МВФ и даже главы государств – традиционных союзников, что вообще редкость в международных отношениях. Джо Байден назвал курс британского премьера «ошибкой», а американский журнал Atlantic квалифицировал сей факт как «унижение Великобритании».

Трасс в панике пожертвовала ладьей. 14 октября ушел в отставку министр финансов Квази Квартенг, только бы успокоить консервативную партию, которая уже начала призывать своего лидера к отставке. Новый канцлер казначейства Джереми Хант уже 17 октября созвал пресс-конференцию, где объявил о похоронах мини-бюджета. Вводятся новые налоги – аж на 38 миллиардов фунтов, бюджетные купюры будут очень серьезными. Рынки тут же воспряли и фунт пошел в рост.

Вроде бы можно было выдохнуть, но в тот же вечер Трасс дала интервью ВВС, где сообщила, что она, конечно, «очень извиняется», но готова «вести консервативную партию к следующим всеобщим выборам». Через три дня она подала в отставку.

Кто придет на смену? Консерваторы проголосуют на следующей неделе. Им во что бы то ни стало надо избежать досрочных всеобщих выборов, которые на данный момент они точно проиграют. Лейбористы по последним опросам уходят в серьезный отрыв. У них 55 процентов против 23 – у Тори. И это никакой не mid term blues, а реальная пропасть, ставящая перед консерваторами вопрос ребром. «Еще несколько месяцев назад консервативная партия, казалось, полностью владела экономической ситуацией в стране, – полагает Клеманс Фуртон, профессор французского Института политических наук, – но сейчас они просто растеряли весь свой кредит доверия». Логично, что лидер лейбористов Кир Стармер призвал организовать и провести всеобщие выборы немедленно.

Но ведь все это не на ровном месте случилось, и не с приходом Трасс. «Партия находится у власти 12 лет, – говорит Рейнбоу Мюррей. – Они исчерпали себя, у них нет идей. То же самое случилось и с лейбористами в последние годы правления Тони Блэра. Наша экономика в тупике и прежде всего из-за последствий, связанных с выходом из Евросоюза. И так было плохо, а после Брекзита стало еще хуже. Уровень бедности зашкаливает, а страну трясет от стачек».

«Все последние наши премьеры уходили в отставки из-за Брекзита, – полагает Вилл Дженнингс. – Кэмерон проиграл референдум. Мэй не смогла довести дело до ума, Джонсон заигрался с критикой Брюсселя, Трасс не вынесла экономических проблем – хотела создать ультралиберальный «Сингапур на Темзе», но реальность оказалась сложнее».

Британская пресса подметила, что Трасс прослужила на посту неполных 45 дней, но успела стать премьером аж при двух монархах. На самом деле Уинстон Черчиль служил при двух, а Стенли Болдуин – вообще при трёх.

Даже сами консерваторы не представляют сейчас, кто возглавит их партию. По опросам института общественного мнения YouGov, 32 процента партийцев не против возвращения Бориса Джонсона. 23 процента видят своим лидером Риши Сунака. Среди прочих фигурируют знакомые – не успели забыть – персонажи Пенни Мордаунт, и Бен Уоллас.

Безусловного лидера сейчас у консерваторов просто нет. Если начать его поиски, то процесс может затянуться на несколько месяцев, а им ни в коем случае нельзя сейчас допустить преждевременных всеобщих выборов, которые обернутся для тори катастрофой.

Председатель оргкомитета по выборам консервативной партии Грэм Брейди, комментируя ситуацию, не смог обойтись без английского юмора: «По правилам нашей партии на выборах должно быть представлено два кандидата. Ну, или один».