Как наехал, так и отъехал

Пять причин провала тарифного блицкрига Трампа

foto

Вынужденный тайм-аут на три месяца, объявленный президентом США 9 апреля — всего неделю спустя после введения таможенных пошлин на продукцию из 185 стран и территорий, стал вторым поражением мега-реформатора. Вторым — после осознания, что у страны-гегемона нет реальных рычагов воздействия на Москву с целью принуждения ее к заморозке войны против НАТО на украинском ТВД.

Трамп оставил «универсальный тариф» в размере 10% и для супер-конкурента Китая — 20%, чтобы побудить торговых партнеров пойти к нему на поклон, а заодно и сохранить лицо. Но сам факт ретирады нанес репутационный ущерб и высветил пределы возможностей Трампа самовластно менять структуру международных торговых отношений.

Первый раунд тарифного блицкрига не принес успеха. Основной причиной провала стали последствия размахивания пошлинной дубиной для фондового рынка, который в США служит барометром состояния не только финансов, но и экономики в целом. S&P 500, биржевой индекс, указывающий на котировки акций 500 ведущих компаний США, включая таких хай-тек гигантов, как Apple, Microsoft и Google, упал более чем на 5%.

Одна только «яблочная» корпорация Apple потеряла более $640 млрд рыночной стоимости. Пошли слухи, что стоимость iPhone, которые в основном клепают трудолюбивые китайские трудящиеся, а заодно индийцы и вьетнамцы, может возрасти до $3500 долларов.

Неопределенность и волатильность на Уолл-стрит, сообщал телеканал CNBC, привели к закономерному результату: инвесторы начали избавляться от американских активов. Желающих и дальше покупать долгосрочные ценные бумаги поубавилось.

До паники не дошло. Но дошло до команды Трампа — они нанесли удар по крупнейшим корпорациям и... их владельцам. Пришлось сдать назад.

Вторая причина неуспеха сводится к тому, что далеко не все жертвы тарифного шантажа побежали вприпрыжку лобызать колени великодержавного властелина в Вашингтоне. Согласно озвученной пресс-секретарем Белого дома Кэролайн Ливитт информации, пока только 15 государств согласились переписать условия торговли с Большим Братом, и еще 75 стран взялись зондировать почву на предмет поиска компромисса.

При традиционном выборе «сражаться или ретироваться» (fight or flee) часть пробуют отсидеться — авось, пронесет. Но значительная группа из 185 торговых контрагентов США, получивших черную метку, повышает ставки в игре на выбывание и намерена ввести ответные тарифные ограничения на американские экспортные товары и услуги.

Так, Канада изготовилась ввести 25%-й тариф на завоз собранных у южного соседа автомобилей. Европейский союз приостановил действие тарифов на сумму около $23 млрд в отношении американской экспортной продукции, но может в любой момент активировать это санкционное оружие. «Если переговоры не будут удовлетворительными, — предупредила Урсула фон дер Ляйен, глава Европейской комиссии, — наши контрмеры вступят в силу».

Можно предположить, что европейские бонзы попросту хорохорятся, чтобы не предстать неумехами и слабаками, а в конце концов сдадутся на милость Трампа. Но допустимо также прогнозировать, что когда пружина сожмется до предела, когда деиндустриализация Германии и финансовое обескровливание Франции проявятся в заметном падении качества жизни граждан, пробудится инстинкт самосохранения.

В этом случае внутри политического класса в Европе сформируется еще одна контрэлита наравне с теми партиями, которых истеблишмент клеймит как «ультраправых» и «популистов», разделяющих цели трампистской перестройки международных отношений. Договориться между собой эти контрэлиты не смогут, но это еще больше хаотизирует обстановку в правящих кругах и вокруг евробюрократии.

Третья причина неудачи в том, что Трамп переоценил свои силы и недооценил итоги глобализации, приведшие не только к наращиванию финансово-экономического потенциала Китая, но и к выстраиванию системы международного разделения труда, в которой Поднебесная выполняет роль мастерской мира с товарами, маркированными «Made in China». Заменить Китай в этом качестве в краткосрочной перспективе никому не удастся.

Дипломатические усилия Белого дома направлены сейчас на формирование «коалиции желающих», куда хотят рекрутировать порядка 70 стран, чтобы они в едином строю с США участвовали в сдерживании экономического роста Китая. Как утверждает банкирская газета The Wall Street Journal, Трамп милостиво снизит участникам коалиции тарифы в обмен на изгнание из их юрисдикций китайских компаний, а также за отказ служить транзитными пунктами для экспорта товаров из Китая и за прекращение закупок тамошнего дешевого ширпотреба.

Однако, с учетом многоуровневой зависимости многих государств от исправно функционирующих товарно-проводимых цепочек, берущих начало на китайских заводах и фабриках, сколотить тарифную Антанту будет непросто. Неслучайно Европейский Союз, а заодно и Британия, начали активно стремиться к тактическому, пусть временному и ситуативному, союзу с Китаем — в пику Соединенным Штатам.

Пекин тоже перешел к наступательной стратегии, разослав всем потенциальным жертвам вашингтонского самодурства предложение сомкнуть ряды, образовать фронт сопротивления, потому как, о чем сообщило агентство Reuters, в единстве — сила, а мировая система торговля должна строиться на принципе «полицентричности».

Четвертой причиной скоропостижного отката Белого дома, что выразилось в выведении из-под действия пошлинного катка завозимой из-за морей компьютерной техники и смартфонов, стало запоздалое прозрение. Стратегам экономического блока администрации Трампа (интересно, с какой планеты они прибыли?!) было неведомо, что 79% мониторов, 66% ноутбуков, 86% игровых консолей, 70% литий-ионных батарей и 73% смартфонов, продаваемых на территории США, сделаны в Китае.

Запретительные по своей сути пошлины в размере 145% на эту категорию востребованных товаров создадут на внутреннем рынке США дефицит невероятных масштабов, что обернется трудно исчисляемой упущенной выгодой и удорожанием конечного продукта для конечного потребителя.

Как только Трамп заговорил о своем обожании слова «пошлина», сектор хай-тек напрягся, и с тех пор пребывал в мрачном настроении. Именно этот сегмент национальной экономики, представленный в том числе ближайшим (до поры до времени) сподвижником президента США Илоном Маском, не одобрившим удар по сборочным и отверточным цехам американской электроники в Китае, сейчас и взбунтовался.

Так считает Дэн Айвз, глава технологических исследований в Wedbush Securities:


«Я думаю, что в конечном итоге руководители крупных технологических компаний громко высказались, и Белый дом должен был понять... что для них наступил бы Армагеддон (в случае введения 145% тарифов)».


Даже если вынести за скобки хай-тек корпорации, с учетом того, что товарооборот между США и КНР составляет внушительные $688,28 млрд ( для Китая экспорт в США оценивается в $524,656 млрд, а импорт — всего в $163,624 млрд), то сокращение поставок с биркой «Сделано в Китае» на внутренний американский рынок приведет и к товарному дефициту, и к раскручиванию инфляционной спирали.

Пятой причиной того, что трампистская реконкиста, имеющая целью пополнить казну тарифными поборами, уменьшить бюджетный дефицит и перезапустить промышленное производство в самих США, забуксовала, объясняется кумулятивным эффектом от целого ряда негативных последствий второго плана.

Доллар подешевел, что было бы неплохо для стимулирования экспорта, если бы это не сопровождалось бегством инвесторов из финансовых инструментов, номинированных в американской валюте.

Хай-тек корпорации не торопятся возвращаться на историческую родину. К примеру, Apple производит больше половины компьютеров и 80% планшетов iPad в Китае, и вполне довольна нормой прибыли. А перенос даже отверточный сборки iPhone в США и нерентабелен, и проблематичен в отсутствии достаточного числа грамотных и квалифицированных инженеров.

Наконец, метания и разноголосица в ближнем круге Трампа сказываются на восприятии блиц-реформаторов в мире. Нельзя согласиться с блоггером под ником Китайский свяZноJ, — «Международное влияние стремительно схлопывается, с такими придурками никто работать не хочет», но истина где-то рядом.

Первый раунд тарифного блицкрига Трампа завершился без славной виктории. Не исключено, что в миттельшпиле «неоимпериалисты» трамповского призыва, по классификации британской «Файнэншл таймс», сумеют продемонстрировать более продуманную игру.