Из-за высокой инфляции и надвигающегося экономического кризиса правительство Германии вынуждено сократить ряд программ по перевооружению бундесвера.
После начала российской спецоперации на Украине глава берлинского кабинета Олаф Шольц вдруг вспомнил, что он является главнокомандующим немецкой армии (правда, исключительно в военное время), которая по вине его предшественников оказалась в плачевном состоянии.
Газета Bild как раз в данный момент привела ошеломляющую статистику: из 350 БМП Puma в строю – только 137, из 119 самоходных артиллерийских установок Panzerhaubitzen 2000 могут быть развёрнуты только 56, все 6 подлодок класса 212A (цена каждой – миллиард евро) в нерабочем состоянии. Короче: alles kaput!
Кроме того, Германия после окончания холодной войны значительно сократила численность своих ВС: примерно с 500 тыс. человек в 1990 году до 200 тыс. сегодня. И еще: отказалась от призыва и перевела бундесвер на контрактную основу, что также привело к негативному результату. На службу пошли парни «типа Рэмбо», не способные в силу малой образованности достойно управлять сложной современной техникой.
Ужаснувшийся канцлер собрал волю в кулак и продавил в парламенте решение о создании специального пополняемого фонда для модернизации бундесвера объемом в 100 млрд евро. По его задумке, финансирование должно полностью осуществляться за счет кредитов, которые не учитываются в кредитном лимите федерального бюджета, в связи с чем требовалось внесение изменений в конституцию из-за существующих законодательных ограничений.
10 июня бундесрат (верхняя палата парламента) одобрил необходимые поправки. В Основном законе появилась новая статья, которая получила номер 87а. Она как раз и регламентирует вопросы привлечения кредитных средств для спецфонда.
«Немецкий бундесвер будет усилен. Он сможет выполнять свою оборонную миссию лучше, чем когда-либо, и сможет внести свой вклад в НАТО, чтобы у нас была возможность защитить себя от атак извне в любое время», – было особо отмечено в победном заявлении парламентской фракции СДПГ.
Было сложно, но Шольц прошел этот тернистый путь и все же добился своего.
Зачем, собственно, нужен спецфонд с крупной суммой на счете? Современные танки или вертолеты за месяц не сделаешь. Оборонным предприятиям, чтобы изготовить, например, партию весьма востребованных САУ Panzerhaubitzen 2000 необходимо несколько лет.
А ведь в амбиционном и весьма затратном плане на перевооружение бундесвера стоят новые фрегаты, усовершенствованные БМП Puma, транспортные вертолеты (речь о 60 американских CH-47F), современные системы ПВО.
А еще у Шольца было заветное желание – прикупить у Штатов 35 истребителей пятого поколения F-35А (цена за штуку – около 80 млн долларов), способных нести тактические ядерные американские авиабомбы B61-12, которые складированы в подземном хранилище на немецкой авиабазе Бюхель.
В военном ведомстве по-своему видели «распил» спецфонда. Там посчитали, что значительную часть – 40 млрд евро – следует выделить люфтваффе (военно-воздушным силам), 27 млрд евро необходимо потратить на модернизацию средств управления и контроля, включая современные радиостанции, 10 млрд евро отдать на новые боевые корабли.
Представляете, сколько ожиданий и заветных желаний в Германии было и у напуганных новыми военными угрозами политиков, и у военных, которые как никто другой осознавали необходимость модернизации ВС?
Но реальность оказалась суровой и печальной.
Поступили данные, что правительство Германии вынуждено существенно сократить ряд программ по перевооружению бундесвера в связи с ростом цен на энергоресурсы, рекордной инфляцией из-за введения санкций против Москвы, курса на отказ от российского топлива, из-за укрепления доллара по отношению к евро.
В результате закупки вооружения оказались более дорогостоящими, чем предполагалось. Особенно это касается проектов для ВМС и ВВС, реализация которых была рассчитана на пять-семь лет. Речь идет о корветах К130, новых самолетах Eurofighter в версии для радиоэлектронной борьбы, новых фрегатах, а также новых самоходных гаубицах, которые должны быть заказаны взамен поставленных на Украину.
В этом году, например, планировалось потратить из спецфонда 304 млн евро на партию боевых машин пехоты Puma, но средства, как пишут немецкие СМИ, «сокращаются каждую неделю», как, впрочем, и количество БМП, которые могут быть изготовлены.
И, наконец, главная печалька для Шольца: будет, видимо, сокращен заказ на F-35. Сильный доллар делает импорт из Штатов более дорогостоящим.
Представители немецкой «оборонки» пришли к выводу, что заложенных в спецфонде 100 млрд евро недостаточно для реализации пожеланий бундесвера. В изменившихся реалиях на выполнение первоначального заказа потребуется в два раза больше средств!
Есть еще и другие проблемы. Несколько дней назад появились сообщения, что резервный фонд ЕС, предназначенный для помощи странам в вопросе замещения оружия, поставленного на Украину, уже не в состоянии справляться с потоком запросов. То есть Германии на поступление компенсации по этой линии тоже не следует рассчитывать.
Возникли у Берлина и серьезные терки с Варшавой. В свое время Шольц отказался поставлять Украине немецкие танки Leopard. Был придуман и согласован такой ход: Польша передает незалежной 240 танков Т-72М1 советской разработки из своих арсеналов, а ФРГ компенсирует «потерю» с помощью партии современных Leopard 2A4. В настоящее время возник спор: панове, которые выполнили свою часть договора, хотят 44 штуки, а немцы готовы отдать только 20. Да и то не сразу, а после того, как они в порядке очереди будут произведены на оборонных предприятиях.
Германия в последние десятилетия не воспринимала свою оборонную сферу всерьез. Та же Ангела Меркель полагала, что США и НАТО всегда смогут прикрыть страну от возможных военных бед. Это заблуждение привело к тому, что бундесвер перешел в женские руки: министрами обороны друг за дружкой были Урсула фон дер Ляйен и Аннегрета Крамп-Карренбауэр (обе –ХДС). Да и сейчас военными командует фрау – Кристина Ламбрехт (СДПГ).
Канцлер Олаф Шольц попробовал было исправить положение, но его желание «создать самую сильную и самую оснащенную армию в Европе», похоже, сдувается. Кстати, по его же вине.